Расчет производственной программы сервисного обслуживания и выбор планировочного решения СТО Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
Расчет производственной программы сервисного обслуживания и выбор планировочного решения СТО Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
2
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
Технической эксплуатации автомобилей и машин лесного комплекса э
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей.
На тему: Расчет производственной программы сервисного обслуживания и выбор планировочного решения СТО. (наименование темы)
Отметка о зачете.
Руководитель.
Архангельск 2009
Оглавление
1. Технологический расчет
2. Определение количества рабочих постов
3. Расчет персонала станции
4. Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений
5. Определение потребности в оборудовании
6. Технологические процессы то и р
Список использованных источников
1. Технологический расчет1.1Корректирование удельной трудоемкости ТО и Р, в зависимости от климатических условий, чел. ч. /1000 км., (1)где, - нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей i-го класса, чел. ч.; [1] - коэффициент, учитывающий климатические условия; [2]Особо малый класс: tор1 = 2*1= 2 чел. ч. /1000 кмМалого класса: tор2 = 2,3*1 = 2,3 чел. ч. /1000кмСреднего класса: tор3 = 2,7*1 = 2,7 чел. ч. /1000км.1.2Определение средневзвешенного значения откорректированной удельной трудоемкости ТО и Р, tор. ср, чел. ч. /1000км., (2)где, АСТОi - количество автомобилей i - го класса, шт; АСТО - общее количество автомобилей, пользующихся услугами СТО, шт.tор. ср = = 2.3 чел. ч. /1000км1.3Определение ориентировочного значения годовой трудоемкости ТО и Р автомобилей T'ор, чел. час., (3)где, Lг - годовой пробег одного автомобиля, км; [2]Т'ор = = 22962 чел. час1.4Определение ориентировочного количества рабочих постов, , (4)где, 0,75 - доля постовых работ;Кнп - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, Кнп=1,15…1,2;Фя - годовой фонд явочного рабочего, ч; Фя =2008 ч.;С - количество рабочих смен в сутки; С= 1,5 [2]Рп - количество рабочих на одном посту, чел., Рп=1,5. .2; - коэффициент использования поста; = 0,95.n'ор= = 3,331.5Корректирование удельной трудоемкости в зависимости от количества постов, (5)где, - коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и Р в зависимости от количества постов; Кразм= 1,05 [2]Особо малый класс: t'ор1 = 2*1,05 = 2,1 чел. ч. /1000 кмМалого класса: t'ор2 = 2,3*1,05 = 2,4 чел. ч. /1000кмСреднего класса: t'ор3 = 2.7*1,05 = 2.8 чел. ч. /1000км.1.6Определение годовой трудоемкости ТО и Р автомобилей каждого класса, чел. ч., (6)Особо малый класс: Тор1 = = 2205 чел. ч.Малого класса: Тор2 = = 15120 чел. ч.Среднего класса: Тор3 = = 6664 чел. ч1.7Определение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р, Тор, чел. ч., (7), Тор = 2205+15120+6664 =23989 чел. ч.1.8Распределение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р по видам работ и месту их выполнения.Таблица 1 - Распределение трудоемкости по видам работ и месту их выполнения
Виды работ
Распределение трудоемкости ТО и Р по видам работ
Распределение трудоемкости ТО и Р по месту их выполнения
на постах, Тпi
На участках, Тучi
%
чел. ч
%
чел. ч
%
чел. ч
Контрольно-диагностические
6
1439,34
100
1439,34
-
-
Техническое обслуживание в полном объеме
35
8396,15
100
8396,15
-
-
Смазочные работы
5
1199,45
100
1199,45
-
-
Регулировка углов управляемых колес
10
2398,9
100
2398,9
-
-
Ремонт и регулировка тормозов
10
2398,9
100
2398,9
-
-
Электротехнические работы
5
1199,45
80
959,56
20
239,8
Работы по системе питания
5
1199,45
70
839,61
30
359,83
Аккумуляторные работы
1
239,89
10
23,989
90
215,9
Шиномонтажные работы
7
1679,23
30
503,7
70
1175,4
Ремонт узлов, систем и агрегатов
16
3838,24
50
1919,12
50
1919,12
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные)
-
-
75
-
25
-
Окрасочные и противокоррозийные работы
-
-
100
-
-
-
Обойные работы
-
-
50
-
50
-
Слесарно-механические работы
-
-
-
-
100
-
Итого:
100
23989
-
-
-
-
1.9Определение годовой трудоемкости уборочно-моечных работ
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и Р или как самостоятельный вид услуг.
В первом случае годовая трудоемкость определяется по формуле, чел. ч.
(8)
где, - количество заездов автомобиля в год на пост моечно-уборочных работ перед ТО и Р;
= = 2 [2]
- удельная трудоемкость уборочно-моечных работ, чел. ч.; tумр= 0,5 чел. ч. для всех классов легковых автомобилей [2].
= (75*2*0,5) + (450*2*0,5) + (170*2*0,5) = 695 чел. ч.
Во втором случае годовая трудоемкость уборочно-моечных работ определится по формуле, чел. ч:
(9)
где, 1000 - периодичность заезда 1 автомобиля на пост мойки, как самостоятельный вид услуг, км.
= (75*10000*0,5/1000) + (450*10000*0,5/1000) + (170*10000*0,5/1000) = 4865 чел. ч.
Суммарная годовая трудоемкость уборочно-моечных работ по СТО определяется:
(10)
Тум = 695+4865= 5560 чел. ч.
1.10Определение годовой трудоемкости работ по приемке и выдаче автомобилей, Тпв
, (11)
где, - количество заездов одного автомобиля в год на пост приемки и выдачи,
= = 2 [2]
- трудоемкость приемки и выдачи 1 автомобиля, чел. ч.; выбирается согласно [2]
ТПВ = (75*2*0,15) + (450*2*0,2) + (170*2*0,25) = 287,5 чел. ч.
1.11Общий годовой объем работ, чел. ч.
Тсто = Тор+Тум+Тпв,
Тсто = 23989+5560+287,5 = 29836,5 чел. ч.
1.12Определение годовой трудоемкости вспомогательных работ и распределение ее по отдельным видам
Кроме вышеперечисленных работ на СТО выполняются вспомогательные, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, содержанию инженерных сетей и коммуникаций, хранение и выдача материальных ценностей и т.п., , чел. ч.
Твсп = 0,12*Тсто, (12)
Твсп = 0,12*29836,5 = 3580,38 чел. ч.
Таблица 2 - Распределение трудоемкости вспомогательных работ по отдельным видам
Виды вспомогательных работ
Доля работ в%
Чел. ч.
Ремонт и обслуживание технологического оборудования
25
895,12
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования
20
716,1
Прием, хранение и выдача материальных ценностей
20
716,1
Перегон подвижного состава
10
358,05
Обслуживание компрессорного оборудования
10
358,05
Уборка производственных помещений
7
250,62
Уборка территории
8
286,44
ИТОГО
100
3580,38
2. Определение количества рабочих постовРабочим постом называется автомобиле-место, оснащенное специальным оборудованием и предназначенное для проведения работ по ТО и Р непосредственно на автомобиле. К ним относятся посты полнокомплектного обслуживания автомобилей, текущего ремонта, смазочно-заправочных, окрасочных, кузовных, уборочно-моечных и диагностических работ, а также противокоррозионной обработки кузова и предпродажной подготовки автомобилей.2.1Определение количества рабочих постов ТО и Р по каждому виду работ., (13)где, -трудоемкость i-х работ, выполняемых на постах, чел. ч (таблица 1);-коэффициент неравномерности поступления автомобиля на пост, = 1,15;-количество рабочих на i-м посту принимаем для технического обслуживания в полном объеме 2 человека, для остальных видов работ 1 человек; [2]- коэффициент использования поста: = 0,95.Результаты расчета сводим в таблицу. В соответствии с методическими указаниями совмещаем следующие виды работ на одном посту: Контрольно-диагностические, регулировка углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозов - 1 пост (работают 2 человека); техническое обслуживание в полном объеме, смазочные работы - 2 поста (работают 4 человека); электротехнические работы, работы по системе питания, аккумуляторные работы - 1 пост (работает 1 человек); шиномонтажные работы, ремонт узлов, систем и агрегатов - 1 пост (работает 1 человек).Таблица 3 - Результаты расчета количества постов
№
Виды работ
на постах, Тпi
чел. ч
Число рабочих постов
расчетное
принятое
1
Техническое обслуживание в полном объеме
8396,15
1.6
2
2
Смазочные работы
1199,45
0,24
3
Контрольно-диагностические
1439,34
0,57
1
4
Регулировка углов управляемых колес
2398,9
0,8
5
Ремонт и регулировка тормозов
2398,9
0,8
6
Электротехнические работы
959,56
0,38
1
7
Работы по системе питания
839,61
0,3
8
Аккумуляторные работы
23,989
0,01
9
Шиномонтажные работы
503,7
0,2
1
10
Ремонт узлов, систем и агрегатов
1919,12
0,7
11
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные)
-
-
-
12
Окрасочные и противокоррозийные работы
-
-
-
13
Обойные работы
-
-
-
14
Слесарно-механические работы
-
-
-
15
Итого:
19625,18
-
5
2.2Определение количества уборочно-моечных постов, nум
, (14)
где, - количество рабочих на одном посту в зоне уборочно-моечных работ, чел. =1 чел.;
Кнп = 1,3. .1,5 для СТО до 10 постов и 1,2…1,3 для СТО более 10 постов.
nум =
= 2,7 принимаем 3 поста.
2.3Определение общего количество рабочих постов СТО, nрп
nрп = nор + nум, (15)
nрп = 5+3 = 8
2.4Определение количества вспомогательных постов
К вспомогательным постам относятся автомобиле-места, оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (приемка и выдача автомобилей, подготовка к окраске и сушка автомобилей после окраски и мойки).
2.3.1Количество постов приемки и выдачи автомобилей, nпв
, (16)
где, Kнп = 1,15; =1 чел.
nпв = = 0,1
Поскольку nпв менее 0,8, следовательно работы по приемке и выдаче автомобилей целесообразно выполнять на постах ТО и Р.
2.5Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения.
В зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках
2.5 1 Количество автомобиле-мест ожидания автомобилей перед остановкой на посты ТО и Р определяют по формуле:
(17)
nож = 0.5*5 = 2,5 принимаем 3 места.
Данные автомобиле-места предусматриваются в помещении ТО и Р в зонах с очень холодным, холодным и умеренно -холодным климатов. В прочих климатических условиях эти места можно располагать на открытых площадках.
2.5.2 Количество автомобиле-мест хранения автомобилей, прошедших ТО и Р, nхр
, (18)
nхр = 3*5 = 15
Количество автомобиле-мест стоянки автомобилей клиентов и персонала СТО вне территории n'хр следует принимать из расчета (0,7…1) место на один рабочий пост.
n'хр= (0,7…1) *•nрп, (19)
n'хр= 0,8*8 = 6,4
принимаем 7 автомобиле-мест.
3. Расчет персонала станции3.1Явочное количество рабочих в зоне постовых работ ТО и Р, , чел., (20) = 2*2+1*2+1*1+1*1 = 8 чел.где, - количество постов для проведения i-х работ; - принятое количество рабочих на i-ом посту, чел.3.2Явочное количество рабочих в производственных участках определяется с учетом технологически совместимых работ, (21)где, - годовая трудоемкость i - го вида работ, выполняемая на i-м участке, чел. ч. (табл.1.6)Объединяем участковые работы согласно таблице 1.10Участок электротехнических работ, работ по системе питания, аккумуляторных работ: = = 0,27 чел. Принимаем 1 человека.Участок шиномонтажных работ, участок по ремонту узлов систем и агрегатов: = = 1.02 чел. Принимаем 1 человека.3.3Общее число явочных рабочих, работающих на производственных участках, чел., (22) = 1+1 = 2 чел.3.4Количество вспомогательных рабочих по отдельным видам работ, , чел. (23)где, - годовая трудоемкость i-х вспомогательных работ, чел. ч.Ремонт и обслуживание технологического оборудования: = = 0,25 чел.Ремонт и обслуживание инженерного оборудования: = = 0,2 чел.прием и выдача материальных ценностей: = = 0,2 чел.перегон подвижного состава: = = 0,1 чел.обслуживание компрессорного оборудования: = = 0,1 чел.уборка производственных помещений: = = 0,08 чел.уборка территории: = = 0,09 чел.3.5Общее количество вспомогательных рабочих, , чел., (24) = 1,02 чел. Принимаем 1 человека.3.6Общее количество ремонтных рабочих, , чел., (25) = 8+2+1 = 11 чел.Численность персонала инженерно-технических работников и служащих станции (Ра) в зависимости от размера СТО следует принимать по данным табл.1.11 [2];Таблица 4 - Состав и численность административно обслуживающего персонала
Наименование функции управления, персонала
Численность персонала
Общее руководство
1
Технико-экономическое планирование, организация труда и зарплаты
-
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность
1
Комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство
-
Материально-техническое снабжение
-
Производственно-техническая служба
4
Младший обслуживающий персонал
1
Итого
7
4. Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений4.1Площадь зоны постовых работ ТО и Р, FЗ. ОР, м2, (26)где, - площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2; Принимаем площадь автомобиля ваз-2107 - 6,9 м2 - количество постов ТО и Р, расположенных в зоне постовых работ; - коэффициент плотности расстановки автомобилей нарабочих постах;Кп=6…7 при одностороннем расположении постов относительно оси проезда и Кп=4…5 - при двухстороннем (более экономичном) расположении постов. - коэффициент плотности расстановки автомобилей на постах ожидания; =2,5;Fз, ор = 6,9 (5*5+3*2,5) = 224,25 м24.2Площадь уборочно-моечного участков , м2, (27)где, - количество рабочих постов i-го участка; - количество вспомогательных постов i-го участка; = 4…5.Fуч = 6,9*2*4 = 55,2 м2.4.3Площадь агрегатно-механического и др. участков,Определяем по удельной площади на одного работающего, м2, (28)где, - удельная площадь на первого рабочего, м2; - удельная площадь на последующего рабочего, м2;p' - количество рабочих, работающих в первую смену, чел.Значения и приведены в [3, табл.16].Участок электротехнических работ, работ по системе питания, аккумуляторных работ:Fуч1 = (15+14+21) = 50 м2Участок шиномонтажных работ, участок по ремонту узлов систем и агрегатов:Fуч2 = (18+22) = 40 м2Общая площадь участков Fуч = 50+40 = 90 м24.4Общая площадь производственных помещений, , м2, (29)где, - суммарная площадь производственных участков, м2;FПР = 224,25+55,2+90 = 369,45 м24.5Площадь складских помещенийНа СТО легковых автомобилей площадь складских помещений определяется произведением удельных нормативов, приведенных в табл.5 [2] на каждые 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей.Таблица 5 - Удельные площади складских помещений
Наименование запасных частей и материалов
Площадь складских помещений на 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей, м2
Фактически принятая площадь на 695 обслуживаемых автомобилей, м2
Запасные части и детали
32
19,7
Двигатели, агрегаты и узлы
12
7,4
Эксплуатационные материалы
6
3,7
Склад шин
8
4,9
Лакокрасочные материалы
4
2,5
Смазочные материалы
6
3,7
Кислород и ацетилен в баллонах
4
2,5
ИТОГО
44,4
Дополнительно примем:
площадь кладовой для хранения агрегатов и автопринадлежностей, снятых с автомобилей на время выполнения работ на СТО 16 м2.
Суммарная площадь складских помещений , м2
, (30)
где, - площадь i-го склада, м2;
FСКЛ = 44+16 =60 м2
4.6Площадь технических помещений (вентиляторная, тепловой узел, компрессорная и т.д.),FТ, м2
, (31)
FТ = 0,07*369,45 = 25,8 м2.
4.7Площадь помещения для клиентов, Fкл., м2
, (32)
FКЛ = 2,5*7 = 17,5 м2.
4.8Площадь офисных помещений, м2
, (33)
где, Ра - количество административно-обслуживающего персонала, чел.
FОФ = 7*7 = 49 м2.
4.9Площадь бытовых помещений, Fб, м2
, (34)
FБ = 4* (11+7) = 72 м2.
4.10 Общая площадь здания СТО, Fзд, м2
FЗД = FПР +FСК +FТ +FКЛ +FОФ +FБ,
FЗД = 369,45+60+25,8+17,5+49+72 = 593,75 м2.
4.11 Расчет площади территории станции.
Площадь открытой стоянки автомобилей Fоткр, м2
, (35)
где, - коэффициент плотности расстановки автомобилей на площадке стоянки,
=2,5…3,0.
FОТКР = 6,9* (13+6) *2,5 = 327,75 м2.
Необходимая площадь земельного участка для проектируемой СТО, Fзем, га
, (36)
где, - плотность застройки земельного участка, %
= 30…50.
FЗЕМ =
= 2047,78 м2.
5. Определение потребности в оборудованииТаблица 6 - перечень оборудования для СТО различной мощности
Наименование оборудования
Количество оборудования
Уборно-моечное
Установка ручной шланговой мойки высокого давления
2
Установка для сушки автомобиля
1
Пылесос
1
Для ТО и Р в зоне постовых работ
Подъемник двухстоечный электромеханический
2
Прибор для проверки электрооборудования непосредственно на автомобиле
1
Маслораздатчик
1
Маслосборник
1
Нагнетатель смазок
1
Шкаф для инструментов
2
Агрегатно-маханическое
Стенд для разборки и сборки двигателей
1
Дрель для притирки клапанов
1
Станок Настольно-сверлильный
1
Пресс гидравлический переносной (до 10 кН)
1
Шкаф для инструментов
1
Шиноремонтное
Стенд шиномонтажный
1
Электровулканизатор
1
Стенд для балансировки колес
1
Верстак для ремонта шин и камер
1
Ванна для проверки камер
1
Набор инструмента
1
Станок точильный
1
Наименование оборудования
Количество оборудования
Компрессор
1
Для ремонта аккумуляторных батарей
Установка ускоренного заряда
1
Электродистилятор
1
Нагрузочная вилка
1
Верстак
1
Шкаф зарядный
1
Тележка
1
Для ремонта электрооборудования
Стенд контрольно-испытаельный для генераторов и стартеров
1
Прибор проверки якорей
1
Комплект приборов для очистки и проверки свечей зажигания
1
Станок настольно-сверлильный
1
Стенд проверки системы зажигания
1
Комплект инструментов электрика
1
Диагностическое
Стенд проверки и регулировки управляемых колес
1
Стенд проверки тормозов
1
Газоанализатор
1
Прибор проверки фар
1
Люфтомер
1
Стенд проверки амортизаторов (непосредственно на автомобиле)
1
Для ремонта приборов топливной системы
Прибор для проверки топливных насосов и карбюраторов
1
Верстак для ремонта приборов
1
Стенд для проверки и очистки бензиновых форсунок
1
Шкаф для инструментов
1
Таблица 7 - оборудование участка шиномонтажных работ, работ по ремонту узлов систем и агрегатов
№
Поз.
Наименование оборудования
Тип,
модель
Кол-во
Габаритные размеры, мм
Мощность, кВт
1
Шиномонтажный стенд
Giuliano S110
1
1080х940х1700h
380в/0,5 кВт
2
Стенд для балансировки колес
Cemb
1
630х1040х1130
0,5кВт
3
Стенд для разборки-сборки двигателей
Р-500
1
1130х830х960
4
Пресс гидравлический
PR10B
1
500х860х1220h
10т
5
Компрессор
АВ 335
1
1150х490х860
2,2 кВт
6
Станок настольно-сверлильный
Р-175М
1
550х330х680
0,37 кВт
7
Вулканизатор
1
0,4 кВт
8
Шкаф с инструментами
ШМИ-251
1
800х550х1820h
9
Ванна для проверки шин и камер
-
1
120х400х800
10
Верстак
-
2
1200х600х850h
6. Технологические процессы то и рНа СТО в технологические процессы включен целый ряд технологических маршрутов, выбор которых определяется как заказчиком так и СТО. В большинстве случаев они включают в себя следующие работы:а) оформление заказ-наряда;б) приемка автомобиля (Пр);в) уборочно -моечные (УМ);г) технические обслуживание автомобиля в полном объеме (ТО);д) отдельные виды ТО:крепежные (кр)регулировочные (рег)электротехнические (эл)топливные (топл)аккумуляторные (ак)шиноремонтные (ш)смазочные (см)контрольно-диагностические (кд)е) диагностические (Д);ж) текущий ремонт на постах (ТР);з) агрегатно-механические работы (Агр);и) прочие работы (ПР);к) выдача автомобиля (В).1. Сервисное обслуживание в полном объеме по талону СК или ТО по положению:
2
2. Выполнение выборочных работ ТО по заявке клиента:
2
3. Текущий ремонт:
2
Рисунок 1 - Схемы технологических процессов
Список использованных источников1. ОНТП-01-91 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. - М.: Гипроавтотранс, 1991. - 184с.2. Методические указания к выполнению контрольной работы и дипломных проектов по дисциплине: " Автосервис и фирменное обслуживание"., Б.И. Пугин., Архангельск 2006 г.3. www.engtech.ru