I. Общие данные для проектирования автомобильной дороги
1.1 Природно-климатические условия района проектирования
Участок автомобильной дороги Соликамск - Кунгур расположен в Пермском крае. Климат умеренно-континентальный. Зима снежная, продолжительная. Лето умеренно теплое. Основные показатели климата приведены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Температура воздуха
Наименование
пункта
Средняя температура воздуха по месяцам, С
За год
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
Соликамск
-17,1
-14,5
-8
1,6
9,5
1,5
17
14,4
8,3
1,4
-7,2
-13
-0,5
Таблица 2
Среднее количество осадков, приведённое к показателям осадкометра (мм)
Наименование
пункта
Среднее количество осадков по месяцам
За год
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
Соликамск
10
7
12
32
53
74
111
118
82
37
20
13
569
Основная масса осадков выпадает в летний период и за три летних месяца количество осадков составляет в среднем 310 мм. Зима продолжительная и холодная - до 4,5 месяцев. Начало заморозков наблюдается в первой половине октября, последние в первой половине мая. Продолжительность безморозного периода составляет в среднем - 146 дней.
Таблица 3
Повторяемость и скорость ветра по направлениям
Наименование
пункта
Направление ветра
С
СВ
В
ЮВ
Ю
ЮЗ
З
СЗ
Штиль
В январе
Соликамск
7/3,3
8/3,5
18/4,2
20/4,8
16/4,6
7/2,9
12/4,2
10/3,8
13
В июле
12/3,8
11/4,1
15/3,5
19/3,4
10/3,4
13/3,1
9/3,5
9/3,5
12
1.2 Установление технической категории дороги и нормативов
1.2.1 Определение перспективной интенсивности движения
Расчёт интенсивности движения автомобилей производится по формуле:
где Q - годовой объём грузов, перевезённых в оба направления, равный приблизительно 200000 т;
f - коэффициент сезонности, учитывающий неравномерность перевозок по отдельным месяцам, равный приблизительно 3,0;
m - коэффициент использования пробега (отношение пробега автомобиля с грузом к общему пробегу), равный приблизительно 0,65;
n - коэффициент использования грузоподъёмности, равный 0,9;
k - коэффициент использования автомобилей, равный 1,0;
A, B, C, D - грузоподъёмность автомобилей различных марок, используемых на перевозках в городе Соликамске, равная соответственно 8,0т, 6,0т, 4,5т, 12,0т;
p1, p2, p3, p4, p5 - число автомобилей разной грузоподъёмности в процентах по отношению ко всему автомобильному парку, равное соответственно 30%, 30%, 20%, 20%.
В составе движения на проектируемом участке дороги необходимо учитывать не только интенсивность движения, обусловленную необходимостью перевозок основной массы народнохозяйственных грузов, но и наличие специальных автомобилей, грузовых автомобилей, выполняющих мелкие перевозки по хозяйственно-эксплуатационному обслуживанию производства, легковых автомобилей и автобусов.
Среднегодовая суточная интенсивность движения на основе данных об объёмах грузовых и пассажирских перевозок и структуре автопарка города Соликамска определяется по формуле:
где Nгр - среднегодовая суточная интенсивность движения грузовых автомобилей, выполняющих основной объём перевозок, равный 432 авт./сут.
Nх - среднегодовая суточная интенсивность грузовых автомобилей, выполняющих мелкие перевозки по хозяйственно-эксплуатационному обслуживанию производства и населения, определяемая по формуле:
Nх = a·Nгр = 0,35·432= 152 авт./сут.,
где a-коэффициент, равный 0,35;
Nл - среднегодовая суточная интенсивность движения легковых автомобилей, определяемая по формуле:
Nс - среднегодовая суточная интенсивность движения специальных автомобилей (автокранов, автопогрузчиков, трейлеров, техпомощи и т.д.), определяемая по формуле:
Nс=b·Nгр=0,1·432 = 44 авт./сут.,
где b - коэффициент, равный 0,1;
Nа - среднегодовая суточная интенсивность движения легковых автомобилей, определяемая по формуле:
где Рл - доля легковых автомобилей в потоке, равная 22 %;
Nч - расчётная часовая интенсивность движения в обоих направлениях, определяемая по формуле:
Nч=k1·N20= 0,1·4918 = 492 авт./ч,
где k1 - коэффициент перехода от суточной к часовой интенсивности движения, принятый равным 0,1;
N20 - перспективная среднесуточная интенсивность движения, равная 4918 авт./сут.
Основные технические параметры проектируемой дороги занесены в табл. 6.
Таблица 6
Основные предельные нормы проектирования
Наименование норматива
Значение норматива
· Категория дороги
· Расчётные скорости
- основные
- допускаемые на трудных участках местности:
1) пересечённой
2) горной
· Число полос движения
· Ширина полосы движения
· Ширина проезжей части
· Ширина обочин
· Наименьшая ширина укрепительной полосы обочин
· Ширина земляного полотна
· Наибольшие продольные уклоны
· Наименьшее расстояние видимости
- для остановки
- встречного автомобиля
· Наименьшие радиусы кривых:
- в плане:
1) основные
2) в горной местности
-в продольном профиле:
1. выпуклых
2. вогнутых:
1) основные
2) в горной местности
· Расчётная скорость транспортных потоков
III
100
80
50
2
3,5
7
2.5
0,5
12,00
50
200
350
600
400
10000
3000
1500
40
II. План и продольный профиль дороги
2.1План трассы
2.1.1Разработка вариантов трассы на карте. Установка элементов закруглений
ВУ=15є00'
Т=46,08 R=350м
К=91,63
Д=11,92
Б=3,02
ВУ=26є30'
Т=47,09 R=200м
К=92,50
Д=32,35
Б=5,47
ВУ=52є00'
Т=19,51 R=40м
К=36,30
Д=76,08
Б=4,50
ВУ=59є30'
Т=160,03 R=280м
К=290,77
Д=293,17
Б=42,51
ВУ=9є00'
Т=23,61 R=300м
К=47,12
Д=8,65
Б=0,93
ВУ=14є30'
Т=25,44 R=200м
К=50,61
Д=17,04
Б=1,61
ВУ=23є30'
Т=104,00 R=500м
К=205,08
Д=11,92
Б=54,83
ВУ=12є33'
Т=76,97 R=700м
К=153,33
Д=4,95
Б=4,22
ВУ=6є30'
Т=141,96 R=2500м
К=283,62
Д=146,68
Б=4,03
ВУ=8є57'
Т=46,96 R=600м
К=93,72
Д=1310,39
Б=1,83
ВУ=67є35'
Т=301,15 R=450м
К=530,80
Д=11,92
Б=91,47
2.1.2Описание вариантов трассы
Воздушная линия между точками А и Б пересекает реку Черную, огороды и отвал. Небольшая часть лежит на пустыре. Прокладка трассы по воздушной линии не целесообразна. Намечаем II варианта трассы.
I Вариант. Трасса проложена традиционным методом, имеет 11 углов поворота на ПК 0+58, 1+83, 3+24, 7+94, 9+57, 10+23, 12+7, 13+90, 17+55, 32+54, 46+77,5 с целью пересечения реки, огородов, производственных построек и отвала под прямым углом и положение трассы через лесной массив. Длина 1 варианта 5120 м.
II Вариант. Трасса проложена традиционным методом, имеет 11 углов поворота на ПК 0+58, 1+83, 3+24, 7+94, 9+57, 10+23, 12+7, 13+90, 17+55, 32+54, 46+77,5 с целью пересечения реки Черной, огородов, производственных построек и отвала под прямым углом и положение трассы через лесной массив. Длина 2 варианта 5000 м.
Вывод: т.к. второй вариант имеет ряд преимуществ, то его принимаем для дальнейшего проектирования.
2.2Продольный профиль дороги
2.2.1Подготовка исходных данных и проектирование продольного профиля
1.С учетом типа местности по характеру увлажнения:
hp. =hд.о-С i 0 ,
где hд.о - высота дорожной одежды, м; С-ширина обочины;
i 0 - клон обочины, 40 %=0,04
hp. =0,63-0,04х2,5= 0,53 м
hp. =hзем- С i 0,
где hзем - возвышение поверхности покрытия над поверхностью земли.
hp. =1,9-0,1=1,8 м
hp. =Hв+ hв- С i 0,
где Hв - глубина длительно стоящих вод (количество жидких осадков), м;
hв - возвышение поверхности покрытия над уровнем воды.
hp. =0,56+1,4-0,1=1,86 м
2. С учётом глубины залегания грунтовых вод.
hp. = hгр-Нгр*в- С i 0,
hp. =2,00 м
где hгр - возвышение поверхности над УГВ.
З. С учётом толщины снегового покрова.
hp. =hбр+Hсн. ,
hp = 0,6+1,0=1,6
где hбр - минимальное возвышение бровки насыпи над уровнем снегового покрова для III категории=0,6 м; Hсн - толщина снегового покрова, м.
2.2.2Обоснование и описание проектной линии
Проектная линия нанесена по шаблонам в основном по обертывающим в рекомендуемых рабочих отметках. Незначительное отклонение имеются на участках пересечения в пониженных мест и водотоков. Основные радиусы кривых 350, 200, 40, 280, 300, 500, 700, 2500, 600, 450 м. Основные продольные уклоны 10%, 33%, 37%, 24%, 7%, 5%, 6%. На всем протяжении запроектированная линия обеспечивает в продольном профиле видимость больше минимально допустимой.
Обоснование и описание проектной линии
№
п/п
R выпуклых, R вогнутых
Точка на кривой
Пикетажное положение точек, ПК+
Расстояние от ВК±L
Превышение
ВК±L
Проектные отметки
Уклоны %
1
Rвог=350
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
КК
4+35
0+00
0+60
1+00
2+00
3+00
4+00
5+00
6+00
7+00
7+30
8+00
8+50
9+00
----
328
312
256
321
100
350
200
300
365
300
250
327
48
---
0,16
1,04
1,87
0,34
1,22
2,45
1,65
0,32
0,21
2,12
1,23
0,3
0,5
124,45
124,56
123,76
125,87
125,95
126,46
126,84
126,94
126,42
125,95
125,64
125,86
125,86
126,54
21
22
2
Rвог=200
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
КК
10+35
7+00
8+60
9+00
10+00
11+00
12+00
15+00
6+00
10+30
12+30
14+00
14+50
15+00
----
200
320
250
300
100
200
200
300
180
300
250
200
100
---
1,16
1,09
3,87
0,37
1,26
1,45
1,66
0,37
1,21
2,19
0,23
0,12
0,84
124,74
125,56
124,76
125,82
125,72
126,24
126,93
126,25
126,45
126,95
125,23
125,54
125,23
125,54
9
11
3
Rвып=40
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
КК
16+35
16+00
17+60
17+00
18+00
19+00
19+30
20+00
20+50
21+00
21+30
22+00
22+50
23+00
----
250
300
250
320
100
200
200
300
365
300
250
327
200
---
0,24
1,23
1,56
2,34
1,57
1,45
1,69
0,38
0,22
1,12
1,27
1,3
0,33
124,45
123,56
123,93
125,49
124,95
126,26
126,64
126,95
126,47
125,65
124,64
124,86
125,65
125,54
33
30
4
Rвып=280
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
КК
23+35
24+00
24+60
25+00
25+30
25+50
26+00
26+30
27+00
27+50
28+30
28+00
29+50
29+00
----
250
300
250
320
100
240
200
300
180
300
250
120
100
---
0,19
1,04
1,89
0,34
1,22
2,47
3,65
0,38
0,22
2,18
1,63
0,6
1,5
124,23
124,56
123,35
125,34
125,93
125,46
125,84
126,93
126,48
125,87
125,56
125,11
125,46
126,56
15
9
5
Rвог=300
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
КК
29+35
30+00
30+60
31+00
32+00
33+00
33+50
33+60
34+00
35+00
36+30
36+30
36+50
37+00
----
350
300
246
350
100
385
200
355
340
300
250
300
200
---
0,19
0,04
1,88
0,44
1,25
1,45
1,63
0,52
1,21
2,13
1,26
0,7
0,6
123,45
124,54
123,79
125,33
126,95
125,46
126,56
126,95
126,48
124,95
125,65
125,12
125,93
126,37
11
15
6
Rвог=200
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
КК
37+35
38+00
38+60
39+00
39+30
39+60
40+00
40+50
41+00
----
320
300
250
320
100
300
250
350
---
1,16
2,04
1,82
0,74
0,22
2,46
1,675
0,33
123,45
124,57
124,76
124,87
125,96
126,56
126,95
126,29
126,39
7
12
7
Rвог=500
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
КК
41+35
42+00
42+60
43+00
43+30
43+50
43+60
44+00
44+50
----
200
300
250
100
150
250
200
300
---
1,16
1,05
1,89
1,34
1,52
2,47
1,75
0,12
125,45
125,56
123,39
125,47
124,95
126,83
126,44
126,46
126,47
12
21
8
Rвог=700
ВК
НК
1
2
3
4
5
6
КК
44+35
45+00
45+60
46+00
46+30
46+75
47+00
47+20
47+00
----
35
78
25
40
10
35
20
30
---
1,16
1,06
1,88
1,34
1,25
1,45
1,67
0,22
125,45
125,56
123,23
125,34
125,46
125,46
126,22
126,93
126,73
15
8
9
Rвог=2500
ВК
НК
1
2
КК
48+35
48+00
48+60
48+00
48+20
----
300
250
400
350
---
1,16
1,08
1,88
0,36
125,45
125,56
123,39
125,36
126,95
11
8
10
Rвып=600
ВК
НК
1
2
КК
48+35
49+00
49+60
49+00
49+30
----
200
400
350
320
---
0,26
0,04
1,67
0,35
124,64
124,23
124,76
125,35
125,785
7
5
11
Rвог=450
ВК
НК
1
2
КК
50+35
50+00
50+60
50+00
50+75
----
32
30
25
30
---
0,26
1,24
0,87
0,14
124,34
124,46
123,78
124,87
126,95
23
30
III. Земляное полотно и дорожная одежда
3.1Земляное полотно
3.1.1Поперечные профили земляного полотна
Типовые поперечные профили земляного полотна предусматривают. Тип 1, 2 при Ннас высотой до 2 метров.
Тип 3 при Ннас от 2,0 до 6,0метров.
Внутренний откос выемки 1:3
Тип 8 при Нв до 1 метра на снегозаносимых участках
Тип 9 при Нв от 1 до 5 м на снегозаносимых участках
Примечание. Типовые поперечные профили приняты по типовому проекту.
«Земляное полотно автомобильных дорог общего пользования», серии 503-0-48.87
3.1.2Подсчёт объёмов земляных работ
Поправки к объёмам земляных работ
1.На устройство проезжей части или корыта
ДY=[S1-(S2+S3+S4)] *L
где S1- площадь сточной призмы проезжей части
S1=C2i0+b(Ci0+bin/2);
S2- площадь сечения дорожной одежды по ширине проезжей части;
S2=bhд.о;
S3- площадь сечения краевых полос;
S3=2Chкп;
S4-площадь сечения укрепления обочин;
S4=2Chy;
где С - ширина обочины; Ь - ширина проезжей части; io, in- уклон обочины, уклон проезжей части; hд.о., hкп, hy- толщина дорожной одежды краевой полосы, укрепление обочины за краевой полосой.
S12=22 *0,04+6(2*0,04+6*0,02/2)=0,16+,84=1 м2
S2 =6*0,65=3,9 м
S3=2*0,6*0,65=0,78
S4=2*0,6*0=0
ДY =[1-(3,9+0,78+0)]*1=3,68
Эта поправка для насыпи вычитается из объёма работ, а для выемки прибавляется к объёмам.
2. На снятие растительного слоя для насыпи и выемки.
Усн=[ В+2*м (Нср+ Hc)*Lhc
где В - ширина земляного полотна; m - коэффициент заложения откосов, m =3; hc- толщина снимаемого растительного слоя; Нcр - средняя величина рабочей отметки; L - длина участка L =1 м.
З.Поправка на разности рабочих отметок определяется по таблице
Митина и прибавляется к объёму насыпей и выемок.
3.2 Дорожная одежда
Исходные данные: 1) категория дороги III
2) перспективная интенсивность движения на 20й год. N20 = 800 3)состав движения:
ЗИЛ-130 - 10%
МАЗ-503А - 5%
ЗИЛ-131В - 15%
ЗИЛ-133Г1- 10%
ГАЗ-53А - 25% Л
АЗ-699И - 5%
Легковые - 30%
4)ежегодный рост интенсивности движения-13%
5)тип местности по характеру увлажнения-2
6)вид грунта земляного полотна "суглинок лёгкий "
7)тип дорожной одежды - облегчённый, III климатическая зона 8)расчёт автомобиль группы - Б
9)требуемый уровень надёжности и соответствующей ему коэффициент прочности Кн=0,85 Кпр=0,09
3.2.1Определение требуемого модуля упругости
1. Интенсивность движения грузовых машин и автобусов на перспективы 20й год.
N20=(Nзад*(100-% лег. авт.)/100, авт/сут
N20=(800*(100-30)/100=560, авт/сут
2.Суммарная интенсивность движения на конец расчетного периода.
Nсум(20)=(N20*M(10))/M(20)
где м- коэффициент, показывающий увеличение интенсивности движения данного года относительно интенсивности первого года.
Nсум(20)=(800*2,84)/8,06=281 авт/сут.
3.Расчетная интенсивность движения, зависящая от числа полос движения принимается.
Nрасч=0,55* Nсум
Nрасч =0,55*281=155
4. Расчётная приведённая к расчётному автомобилю интенсивность движения. Nрасч.пр.=136
5. Определение требуемого модуля упругости: Етр=150мПа
6.Минимальный модуль упругости:
Еmin=125мПа
Етр > Еmin принимаем 150мПа
3.2.2Назначение вариантов конструкции дорожной одежд
Конструкция дорожной одежды назначается с учётом типа покрытия, дорожно-климатической зоны, расчёта на приведение интенсивности движения, вида грунта земляного полотна, типу местности по характеру увлажнения.
ТИП 1 покрытие. Плотный, горячий, м/з. асфальтобетон щебёночной смеси типа В, марки (ГОСТ 9128-84), основание. Готовые песчано-щебеночные смеси по ГОСТ 23558-79 укрепление шлаковым вяжущим в количестве 14-18% .Е=550-700, К=0,33-0,4. песок. дополнительный слой основания (песок средней крупности = 100-150 авт/сут.
ТИП 2 покрытие. Горячий пористый к/з. асфальтобетон 11 марки на битуме БНД 90/130 (по ГОСТ9128-97). основание. Фракционированный щебень 1 класса по ГОСТ 25607-94 укладываемый в два слоя.
Песок с добавлением 25%песчано-гравийной смеси.
3.2.3Расчёт дорожной одежды по упругому прогибу
Расчёт дорожной одежды можно производить с низу вверх или с верху вниз.
Расчёт дорожной одежды по упругому прогибу для 1типа. 1.Расчётное значение влажности грунта
Wp=0,78(1+1,06*0,1)=0,86
2.Расчётное значение модуля упругости грунта. Расчётное значение модуля упругости грунта.
Егр =41(1-1,06*0,007)=40,70
3.Определяем общий модуля упругости на поверхности 3-го слоя.
Eобщ_3=0,62*120=74,4
Определяем общий модуля упругости на поверхности 2-го слоя.
Eобщ_2 =0,34*350=119
Определяем общий модуля упругости на поверхности 1-го слоя.
Eобщ_1=0,07*240=168
Расчёт дорожной одежды по упругому прогибу для 2 типа.
1.Расчётное значение влажности грунта
Wp =0,63(1+1,06*0,1)=0,7
2.Расчётное значение модуля упругости грунта
Егр =41(1-1,06*0 007)=40,70
3.Определяем общий модуля упругости на поверхности 3-го слоя по номограмме находим
Eобщ_3 =0,69*100=69
2)Определяем общий модуля упругости на поверхности 2-го слоя.
Eобщ_2 =0,16*1400=224
3.2.4Расчет дорожной одежды на сдвиг
1.Средний модуль упругости одежды равен 224 мПа
2.Расчётное значение модуля упругости грунта Eгр = 56,25 мПа
3.Направление сдвига от временной нагрузки tн=0,0135
4.Напряжение сдвига от массы одежды tb=-0,0012
5.Суммарное напряжение сдвига Т= 0,0123
6. Расчётная величина сцепления в активной зоне С= 0,015
7. Коэффициент неоднородности условий работы одежды: по графику находим К=1,03
8. Коэффициент учитывающий особенности работы грунта в конструкции для песка К3=1,3
9.Допустимое сдвигающее напряжение в грунте Tдоп=0,017
10. Коэффициент прочности по сдвигу. Ксдв = 1,1
Напряжение сдвига в грунте значительно меньше допустимого сдвигающего напряжения.
IV. Деталь проекта. Обустройство дороги, организация и безопасность движения
4.1 Автобусные остановки. Пересечения и примыкания
На проектируемом участке дороги предусмотрена одна автобусная остановка, ширина остановочной площадки 3 м, а длина 20 м. Конструкция дорожной одежды на остановочной площадке такая же, как и на основной дороге. На посадочной площадке предусмотрено асфальтобетонное покрытие из крупнозернистой смеси толщиной 8 см по слою фракциоиированного щебня 25 см. Площадь посадочной площадки 20х2=40 м, а остановочной («карман») 20х3=70м~. В целом для остановки эти площади составляют 80 и 120 м .
Автобусная остановка расположена на ПК 18+30.
Пересечения и примыкания. На пересечениях автомобильных дорог интенсивность движения равна сумме интенсивностей по пересекающим дорогам, поэтому условия движения на пересечениях осложняются и для обеспечения его чёткой организации необходимо предусматривать специальное мероприятия.
В одном уровне проектируются пересечения и примыкания, автомобильных дорог Ш категории с дорогами IV и V категорий при перспективной суммарной интенсивности движения на пересечении менее 8000 авт./сут.
Выбор типа и схемы пересечения или примыкания осуществляется на основе аварийного проектирования. Оценка вариантов производится по технико-экономическим показателям и показателям безопасности движения.
При интенсивности движения менее 1000 авт./сут проектируются простые пересечения и примыкания в одном уровне.
На дорогах IV категории на въездах и выездах твердое покрытие устраивают на протяжении в 2 раза меньшем, чем на дорогах 1-111 категорий.
На пересечениях и примыканиях радиусы сопряжений принимают при съездах с дороги IV и V категорий-15 м. на сопряжениях под тупым углом рекомендуются радиусы 30-50 м. На пересечениях и примыканиях предусматриваются установка дорожных знаков, ограждений, направляющих устройств в виде сигнальных столбиков и дорожная разметка по ГОТС23457-79.
Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами проектируют в одном и разных уровнях. Пересечения автомобильных дорог 1У и У категорий с железными дорогами следует проектировать в разных уровнях в случаях: при пересечении трёх и более главных железнодорожных путей; при пересечении участков железных дорог со скоростным ~более120км/ч) движением; при расположении железной дороги в выемке; при необеспеченной видимости железнодорожного переезда.
Переезды в одном уровне устраивают только по согласованию с МПС, управлением автомобильной дорогой и Госавтоинспекцией.
Пересечения в одном уровне следует располагать вне пределов станций и путей маневрирования, преимущественно на прямых участках пересекающихся дорог. Угол пересечения должен быть не менее 60 . Переходы автомобильной дороги к пересечению на протяжении 50 м следует проектировать с продольным уклоном не более 30% .
4.2Технические средства организации дорожного движения
К техническим средствам организации дорожного движения относятся знаки, ограждения и направляющие устройства, дорожная разметка и светофоры. Установлено семь групп дорожных знаков: 1- предупреждающие; 2- приоритета; 3- запрещающие; 4- предписывающие; 5-информационно- указательные; 6- сервиса; 7- дополнительной информации (таблички).
Каждая группа знаков имеет характерную форму, цвет фона и каймы. Дорожные знаки, предусмотренные на проектируемом участке дороги, приведены в ведомости дорожных знаков.
Всего дорожных знаков 19
Дорожная разметка. Как и дорожные знаки, разметка применяется для упорядочения дорожного движения, повышения безопасности и улучшения информации водителей. Разметка производится в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74 и ГОСТ 23457-79.
Различаются две группы разметки: горизонтальная и вертикальная. Каждому виду присвоен номер, состоящий из цифр.
Ограждения и направляющие устройства. При движении по дороге водитель должен ориентироваться на дорожные знаки и разметку проезжей части, которые показывают оптимальные и безопасные условия движения по участкам автомобильной дороги. Соблюдение средств информации водителем значительно улучшает общий режим движения по дороге. Сокращаются дородно-транспортные происшествия, водителю становиться понятным дальнейшее движение по дороге.
В проекте автомобильной дороги разрабатывают график обустройства дороги, где указывают места установки дорожных знаков, ограждений и направляющих устройств, разметки проезжей части дороги.
При движении автомобиля по дороге встречаются участки, где съезд с дороги может вызвать опрокидывание автомобиля или столкновение со встречным транспортными средствами, наезд на предметы и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода дороги. Для удержания автомобиля на дороге, минимального разрушения автомобиля и уменьшения тяжести дорожно-транспортного происшествия на обочине вдоль дороги устраивают ограждения барьерного типа. Их изготовляют согласно ГОСТ 26804-86 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа». Металлические ограждения способны деформироваться, не разрушаясь и поглощать часть энергии удара с уменьшением травматизма людей. Автомобиль может скользить вдоль ограждения, постоянно гася скорость движения. Ограждения устанавливают на мостах, путепроводах, эстакадах, подходах к искусственным сооружениям, центрально разделительной полосе, обочинах дорог в пределах высоких насыпей, участках параллельно железнодорожным линиям, болотам, водным потокам, оврагам и горным ущельям.
Для ориентирования водителя в направлении дороги на большое расстояние и обеспечения видимости внешнего края обочины в ночное время, во время дождя. Тумана, снегопада устанавливают направляющее устройство в виде столбиков или тумб с искусственным освещением. Высота столбиков 0,75-0,8 м. Сигнальные столбики не предназначены для удержания автомобиля при наезде, и поэтому они легко ломаются при случайном наезде и не наносят повреждения автомобилю. Столбики устанавливают на подходах к кривой и на самой кривой, на вертикальных кривых при радиусах от 200 до 8000 м и кривых в плане от 20 до 600 м. Расстояние между столбиками в зависимости от радиуса назначается от 3 до 50 м.
4.3 Озеленение дороги
К озеленению автомобильной дороге относятся посадки деревьев и кустарников. Для защиты автомобильных дорог от снежных заносов насаждения проектируют в зависимости от объёма снегопереноса и лесорастительных условий в виде живых изгородей или лесных полос. »- район трудной снегоборьбы. Объём снегопереноса 250, в отдельных пунктах 400. Однополосная 8-10 рядная посадка из четырех- шести древесных и двух кустарниковых рядов первый ряд создаётся из низких кустарников, второй - из высоких, третий и последние ряды- из деревьев с плотной и низкой кроной, средние ряды полосы из деревьев с плотной и высокой к оной.