Количество промежуточных остановок (за оборот), ед
28
Протяжённость маршрута (за оборот), км
19
Техническая скорость, км/ч
23
Коэффициент дефицита автобусов
0.96
Нулевой пробег, км
4
Время простоя на промежуточном пункте, с
12
Суммарное время отстоя на конечных пунктах, мин
7
Себестоимость перевозок при н =1 (руб./пасс-км) автобуса:
малой вместимости
большой вместимости
6,0
4,0
Определяем значения мощности пассажиропотока по часам суток
Qпасс. = Qmax.* ?нi
Табл. 3
Часы суток
нi
Qпасс
5-6
0,2
160
6-7
0,95
760
7-8
1,0
800
8-9
0,9
720
9-10
0,5
400
10-11
0,4
320
11-12
0,3
240
12-13
0,2
160
13-14
0,5
400
14-15
0,6
480
15-16
0,6
480
16-17
0,8
640
17-18
0,9
720
18-19
1,0
800
19-20
0,6
480
20-21
0,4
320
21-22
0,4
320
22-23
0,3
240
23-0
0,2
160
0-1
0,1
80
Рассчитываем время оборота, время рейса, эксплуатационную скорость автобуса на маршруте
Время оборота:
где Lм - протяженность маршрута, км
Vт - техническая скорость движения, км/ч
nп.о. - количество промежуточных остановок
tп.о. - время промежуточной остановки, мин
tк.о. - время конечной остановки, мин
60 - переводной коэффициент
tоб. = = 1,03 час = 60 мин
Время рейса:
tрейса = tрейса = = 30 мин
Эксплуатационная скорость на маршруте:
Vэкс = Vэкс = = 19 км/ч
Выбор типа подвижного состава
Выбираем два типа автобусов, условно названных автобусами большой и малой вместимости, по которым ведется сравнение.
Табл. 4
Марка и модель автобуса
Число мест для сидения
qс, пасс.
Общая вместимость автобуса при ? = 1 qн, пасс.
ЛиАЗ-5256
30
85
ЛиАЗ-6212
32
124
Расчёт потребного количества автобусов
Ам = ,
где Qmax - максимальная мощность пассажиропотока, пасс/ч;
qн - номинальная вместимость автобуса, пасс.
tо - время оборота автобуса на маршруте, мин;
Количество автобусов малой вместимости:
Ам ЛиАЗ-5256 = 10 ед.
Количество автобусов большой вместимости:
Ам ЛиАЗ-6212 = = 7 ед.
Определяем интервал движения автобусов
Интервал движения: Iа = , мин.
где tо - время оборота автобуса на маршруте, мин;
Ам - количество автобусов на маршруте;
Для автобусов малой вместимости:
Iа ЛиАЗ-5256 = = 6 мин
Для автобусов большой вместимости:
Iа ЛиАЗ-6212 = = 10 мин
Табл. 5
Aм, ед
Интервалы Ia, мин
1
60
2
30
3
20
4
15
5
12
6
10
7
9
8
8
9
7
10
6
Для определения организационных показателей работы автобусов для каждого значения часового пассажиропотока - часовое количество автобусов на маршруте и интервал движения, строим номограмму:
Номограмма для определения часовой потребности в автобусах на маршруте:
6
7
8
9
10
12
15
20
30
60
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
q = 124
q =85
По полученным данным составим таблицу
Табл. 6
Часы суток
Мощность пассажиропотока
ЛиАЗ-5256 (qн = 85)
Ia
ЛиАЗ-6212 (qн = 124)
Ia
5-6
160
2
30
2
30
6-7
760
9
7
7
10
7-8
800
10
7
7
9
8-9
720
9
7
6
10
9-10
400
5
12
3
20
10-11
320
4
15
3
20
11-12
240
3
20
2
30
12-13
160
2
30
2
30
13-14
400
5
12
3
20
14-15
480
6
10
4
15
15-16
480
6
10
4
15
16-17
640
8
8
5
12
17-18
720
9
7
6
10
18-19
800
10
7
7
9
19-20
480
6
10
4
15
20-21
320
4
15
3
20
21-22
320
4
15
3
20
22-23
240
3
20
2
30
23-0
160
2
30
2
30
0-1
80
1
60
1
60
Корректировка выпуска автобусов на маршрут
Корректировка «пиковых» зон проводится в соответствии с возможностью ПАТП по выпуску автобусов, т.е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:
Акпик = Арпик * Кдеф,
где Акпик - действительное (откорректированное) значение числа автобусов на маршруте;
Арпик - необходимое (расчетное) значение количества автобусов на маршруте;
Кдеф - коэффициент дефицита автобусов = 0.96
Корректировка «допиковой», «межпиковой» и «послепиковой» зон проводится в соответствии с выбором оптимальных величин интервалов движения по времени суток.
Минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте Аmin, определяется по предельно допустимому интервалу движения автобусов в часы спада пассажиропотоков по формуле:
Amin = = = 4 ед.
Табл. 7
Часы суток
Ар ЛиАЗ-5256
Ак ЛиАЗ-5256
Ар ЛиАЗ-6212
Ак ЛиАЗ-6212
5-6
2
4
2
4
6-7
9
10
7
7
7-8
10
10
7
7
8-9
9
10
6
7
9-10
5
6
3
4
10-11
4
4
3
4
11-12
3
4
2
4
12-13
2
4
2
4
13-14
5
6
3
4
14-15
6
7
4
5
15-16
6
7
4
5
16-17
8
9
5
6
17-18
9
10
6
6
18-19
10
10
7
7
19-20
6
7
4
5
20-21
4
4
3
4
21-22
4
4
3
4
22-23
3
4
2
4
23-0
2
4
2
4
0-1
1
4
1
4
Строим графики расчётного и скорректированного выпуска автобусов малой (q =85) и большой (q =124) вместимости на маршрут.
q =124
q =85
Коэффициент наполнения по часам суток в «межпиковой» зоне устанавливается с учетом уровня качества обслуживания пассажиров по формуле: =
Табл. 8
Часы суток
ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-6212
5-6
0,5
0,5
6-7
0,9
1
7-8
1
1
8-9
0,9
0,86
9-10
0,83
0,75
10-11
1
0,75
11-12
0,75
0,5
12-13
0,5
0,5
13-14
0,83
0,75
14-15
0,86
0,8
15-16
0,86
0,8
16-17
0,89
0,83
17-18
0,9
1
18-19
1
1
19-20
0,86
0,8
20-21
1
0,75
21-22
1
0,75
22-23
0,75
0,5
23-0
0,5
0,5
0-1
0,25
0,25
Окончательный выбор автобуса делается по экономическому критерию - себестоимости перевозок S.
Себестоимость изменяется обратно пропорционально качеству предоставляемых услуг:
S = ,
где S?i - себестоимость 1 пасс-км при определенном значении ;
с - постоянная величина, равная значению себестоимости при = 1;
- коэффициент наполнения автобуса в заданный час.
Табл. 9
Часы суток
ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-6212
5-6
12
8
6-7
6,7
4,65
7-8
6
4
8-9
6,7
4,65
9-10
7,23
5,33
10-11
6
5,33
11-12
8
8
12-13
12
8
13-14
7,23
5,33
14-15
6,98
5
15-16
6,98
5
16-17
6,74
4,82
17-18
6
4
18-19
6
4
19-20
6,98
5
20-21
6
5,33
21-22
6
5,33
22-23
8
8
23-0
12
8
0-1
24
16
Для окончательного выбора автобуса определяют средневзвешенные величины коэффициента наполнения за сутки по формуле:
ср.взв. = ,
где ?Qчас - суточный пассажирооборот, пасс/сут.
?АЧ - транспортная работа, авт-ч.
Для ЛиАЗ-5256 ср.взв.= = 0,75
Для ЛиАЗ-6212 ср.взв = = 0,66
Для дальнейших расчётов выбираем автобус ЛиАЗ-6212, так как себестоимость этого автобуса ниже, чем у автобуса ЛиАЗ-5256, что подтверждает графическое изображение.
Графоаналитический метод по определению рациональной организации работы автобусов и труда водителей
В качестве исходного материала данного метода служит диаграмма потребности в автобусах по часам суток.
Целью графоаналитического метода является определение минимально необходимого набора режимов работы автобусов и водителей на маршруте при достижении наименьших общих затрат (машино-часов) с учетом ограничений, определяющих те или иные нормативы (продолжительность смен водителей, предоставление обеденных перерывов, сменность и т.д.).
На первом этапе графоаналитического метода определяем:
- линию «максимум», соответствующую максимальному количеству выпускаемых автобусов Аmax;
- зоны обеденных перерывов В1 и В2, равные В1(В2) = Аmax (0.5…2), ч;
- зону межсменного отстоя С;
- транспортную работу в автобусо-часах (Ач).
Определение рационального времени для обеденных перерывов и отстоев автобусов выполняется графически. Обеденные перерывы обычно предоставляются после окончания часов пик. Набор фонда времени на обеденные перерывы водителей утренних смен следует производить не позднее 5 часов после выхода последнего автобуса, а для водителей вечерних смен не позднее, чем за 4-5 часов до окончания работы автобусов на маршруте.
На втором этапе определяется общее количество машино-смен равное:
,
Где ?tнул - суммарный нулевой пробег всех автобусов в течение суток, определяется по формуле:
?tнул =
?tнул == 1,22 ч
Tсм - продолжительность рабочей смены водителя, ч;
Tсм = 7 ч;
tп.з. - подготовительно-заключительное время;
tп.з. = 0,4 ч;
lнул - нулевой пробег, км;
lнул = 4 км;
Vт - техническая скорость, км/ч;
Vт = 23 км/ч.
= 15 смен,
Классификация автобусов по сменности определяется по выражению:
?Ам = ?АС - 2*Аmax,
где ?Ам - количество автобусов, продолжительность работы которых отличается от продолжительности работы автомобилей с двухсменным режимом работы.
?Ам = 15 - 2*7 = 1
Примечание. Если:
?Ам>0 - по абсолютной величине это значение соответствует количеству автобусов, имеющих трехсменный режим работы;
?Ам<0 - по абсолютной величине это значение соответствует количеству автобусов, имеющих односменный режим работы;
?Ам = 0 - все автобусы имеют двухсменный режим работы.
На третьем этапе графически перестраиваем зоны «В1», «В2» и «С» таким образом, чтобы каждому водителю был предоставлен обеденный перерыв с учетом норм, а разнообразие режимов работы автобусов по продолжительности было минимальным.
Определение формы работы автобусных бригад
Для всех полученных режимов работы автобусов необходимо выбрать формы работы автобусных бригад с учетом того, чтобы месячный баланс рабочего времени Вм норм укладывался в норматив:
Вм норм. = 173 (+10)
Фактический месячный баланс определяется по формуле:
Вм = Тсм * Др, ч
Вм = (Тм + tдоп + tп.з. + tнул.)*Др, ч
где Тм - время работы водителя на маршруте;
tдоп - дополнительное время работы водителя по заказу;
tп.з. - подготовительно-заключительное время;
tнул - время на нулевой пробег;
Др - количество рабочих дней в течение месяца.
Тсм=?tмаршрута+tнул+tн/з+tзаказа
Тсм=19/3+0.2+0.4=6.93 ч
Расчет цикличности работы водителей - чередование рабочих и выходных дней водителя - определяется по формуле:
Др =Вм норм. / Тсм. факт
Др = 173 /6.93 = 24,96 = 25 смен
Соотношение (Др/Дк), где Дк - календарное количество дней за месяц, будет являться основой для составления графика работы водительских бригад.