рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
Главная
Исторические личности
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История техники
Кибернетика
Коммуникация и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Наука и техника
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание
Спорт и туризм
Строительство и архитектура
Таможенная система
Транспорт

Баскетбол


Баскетбол

4

Министерство образования Российской Федерации

Орский Гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

“Оренбургский государственный университет”.

Механико-технологический факультет

Кафедра “Физическое воспитание”.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Физическая культура

на тему: “БАСКЕТБОЛ”

ОГТИ 101600

Руководитель: _________Жданов С.И.

“_______” _________________2006 г.

Исполнитель: студент 2-го курса группы ЭО-21

_____________________ Бушуев А.Н.

“_______” _______________ 2006 г.

  • г. Орск 2006 г.
  • содержание
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ
  • 2. ТЕХНИКА ИГРЫ
    • 2. 1. Техника игры в нападении
      • 2. 1. 1. Передвижение, прыжки, остановки и повороты
      • 2. 1. 2. Ловля мяча.
      • 2. 1. 3. Передачи мяча.
      • 2. 1. 4. Броски в корзину
      • 2. 1. 6. Финты
    • 2. 2. Техника защиты
      • 2. 2. 1. Техника передвижений
      • 2. 2. 2. Техника овладения мячом и противодействия
  • 3.ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ.
    • 3. 1. Физическая подготовка
    • 3. 2. Техническая и тактическая подготовка
      • 3. 2. 1. Ловля и передача мяча
      • 3. 2. 2. Бросок в корзину
      • 3. 2. 3. Ведение мяча
      • 3. 2. 4. Финты
  • 4. СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ
    • 4. 1. Соревновательная деятельность
    • 4. 2. Основные правила игры
    • 4. 3. Информационное и материальное обеспечение системы тренировки
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США). Джеймс Нейсмит в декабре 1891г. изоб-рел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько дина-мичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Аме-рике, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский кол-ледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной сла-вы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.

Джеймс Нейсмит (1861 -1939) родился в Канаде. Конечно, созда-вая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведе-ния об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на тер-ритории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное коль-цо, укрепленное в вертикальном положении на стене.

В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, назы-вавшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуко-вый мяч в каменное кольцо.

Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настой-чиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейс-мит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортив-ного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, кото-рый можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к лам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте 3м 5см от пола - эта высота и соответствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.

В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины женщины.

Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Дж. Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Позже число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (basket- корзина, ball- мяч).

В декабре 1891г. Нейсмит сформулировал первые правила но-вой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892г. он опубли-ковал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют по сей день.

Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частно-сти, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей ко-манде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника.

В настоящее время в баскетбол играют на всех пяти конти-нентах.

Быстрыми темпами развивается баскетбол в Азии и некоторых странах Африки.

В нашей стране в баскетбол начали играть в 1906г. Первые команды были созданы обществом «Маяк» в Петербурге. Широ-кого распространения в царской России эта игра не получила. Подлинное развитие баскетбола началось после Великой Октя-брьской социалистической революции. В 1920г. баскетбол вво-дится как самостоятельный предмет в физкультурных учебных заведениях, включается в программу физкультурных праздников, используется как средство физической подготовки в системе Все-вобуча

В 1922 г. были разработаны правила игры. В баскетбол стали играть не только в Российской Федерации, но и в Средней Азии, на Украине, в Закавказье;

Первое крупное соревнование в нашей стране по баскетболу было проведено во время Всесоюзного праздника физкультуры 1923г. в Москве.

С этого времени игра в баскетбол быстро распространяется и развивается, начинает оформляться советская школа баскетбо-ла. К 1939г. стало ясно, что для дальнейшего развития техники и тактики игры необходимо радикально изменить ее правила. Это диктовалось еще и тем, что правила игры в нашей стране сущест-венно отличались от международных.

Новые правила введены с января 1939г. Первым крупным со-ревнованием, проведенным по новым правилам, был матч 8 горо-дов в 1941 г. (Ленинград), в котором кроме мужских команд Мос-квы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Одессы участвовали сборные команды Тарту, Риги, Каунаса, имевшие большой опыт междуна-родных встреч.

Этот матч показал, что за период с 1917 по 1941г. советские баскетболисты создали свою школу игры, отличающуюся быстро-той атак и активной игрой в защите. Однако стало ясно, что нуж-но, еще много работать.

Великая Отечественная война приостановила развитие баскет-бола.

Только в 1944 г. было проведено одиннадцатое первенство страны (в Тбилиси).

Наиболее бурный рост мастерства советских баскетболистов отмечается с 1946 г. В 1947 г. баскетболисты Советского Союза вступают в Международную федерацию баскетбола (ФИБА) и принимают участие в пятом первенстве Европы (мужская сбор-ная), которое с успехом выигрывают. В дальнейшем наши баскет-болисты и баскетболистки участвуют во всех международных соревнованиях: первенствах Европы и мира, Кубке европейских чемпионов, олимпийских играх (с 1952 г.) и др.

В Олимпийских играх 1952, 1956, 1960, 1964 гг. мужская сбор-ная СССР занимала вторые места после сборной команды США, а в 1968-м -- третье место. В 1967 г. женская и мужская сборные команды СССР завоевали титул чемпиона на первенстве мира.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

Конечный результат игры в баскетбол весьма специфичен:

? большой количественный показатель конечного результата (в среднем 80-85 очков за игру);

? частота смены промежуточных результатов (в среднем через
каждые 30 с меняется счет);

? отсутствие ничейного результата, т. е. невозможность компро-миссного решения борьбы.

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех команд, подчинение своих действий общей задаче. Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

Центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;

защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и вы-носливым, рассудительным и внимательным.

Распределение игроков по функциям - один из основных прин-ципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не толь-ко игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофи-зиологические особенности.

Результативность игровых действий тесно связана с показате-лями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам различных амплуа необходимо владеть специализированным воспри-ятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хо-рошо ориентироваться в интервалах 5-10 с, что связано с

организацией игры, центровые- в интервале 3с, отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - в течение 1с-наиболее устойчивом интервале броска.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть противника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все уси-лия чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют су-щественное преимущество в быстроте принятия решения по срав-нению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятнос-ти изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоцио-нально напряженных условиях. Для оценки психофизиологичес-ких функций, определяющих успешность игровой деятельности баскетболистов, используют методы исследования быстроты и точ-ности двигательных действий, а также объем, распределение и пе-реключение внимания и т.д.

Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодо-леть сопротивление противника, а это возможно лишь в том слу-чае, если игроки владеют определенными приемами техники и так-тики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направле-ние и скорость движения.

Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объе-диненных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

2. ТЕХНИКА ИГРЫ

В баскетболе применяются разнообразные приемы, которые в зависимости от техники выполнения классифицируются по разде-лам и группам на основании сходных признаков.

Различают технику игры в нападении и в защите. Каждый из этих разделов состоит из приемов, которые, в свою очередь, разделяются на способы, выполняемые в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке).

Техника выполнения отдельных способов передач, бросков, ведения и др. постоянно изменяется с развитием игры. В настоящее время увеличивается быстрота, совершенствуется точность вы-полнения приемов.

2. 1. Техника игры в нападении.

В нападении применяются следующие приемы: передвижение, прыжки, остановки и повороты, ловля и передача мяча, броски в корзину, ведение мяча и финты.

2.1.1. Передвижение, прыжки, остановки и повороты.

Эта группа приемов имеет большое значение для ведения игры. Но, прежде чем раскрывать способы их выполнения, необходимо остановить-ся на исходном положении баскетболиста (стойке), из которого он начинает действовать.

Перед выполнением любого приема баскетболист занимает наиболее устойчивое положение, в котором ноги согнуты, ступни расставлены параллельно на ширину плеч или одна выставлена вперед, туловище слегка наклонено, тяжесть тела распределена равномерно на обеих ногах, руки согнуты перед туловищем.

Большое значение в технике выполнения различных приемов
игры с мячом имеет держание мяча (рис. 1). При бросках дву-мя руками не следует касаться мяча всей площадью ладоней, мяч
нужно удерживать кончиками пальцев (рис. 2), что позволит луч-ше управлять мячом и добиваться большей точности попада-ния.

Передвижение осуществляется, как правило, бегом по коротким отрезкам. Во время бега баскетболист ставит ногу на всю стопу или перекатом с пятки на носок, значительно сгибая обе ноги. При ускорениях бег выполняется коротким шагом, нога ста-вится на переднюю часть стопы.

Прыжки выполняются толчком двумя ногами (с места и в движении) и одной (в движении). Для выполнения прыжков в движении баскетболист последний шаг делает шире. При прыжке толчком одной ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую в колене, вверх, а при прыжке толчком двумя ногами подставляет маховую ногу к опорной и одновременно оттал-кивается двумя нога-ми вверх. Перед толч-ком ноги всегда согну-ты. Важно отталкивать-ся быстро и энергично. Прыжки в длину при-меняются значительно реже.

Остановки вы-полняются прыжком и двумя шагами. В пер-вом случае перед оста-новкой игрок, оттолк-нувшись одной ногой, делает невысокий пры-жок вперед, наклоняет туловище назад и приземляется на обе ноги или на одну. При ос-тановке двумя шагами баскетболист, удлиняя последние два ша-га, сильно сгибает опорную ногу. Тяжесть тела он старается пере-нести назад, вынося вперед при втором шаге почти прямую ногу. Умение внезапно останавливаться, не делая более двух шагов, определяется правилами игры и тактическими соображе-ниями.

Повороты выполняются с мячом и без мяча, в опорном по-ложении и в воздухе. Повороты с мячом согласно правилам игры можно выполнять стоя на одной ноге и отталкиваясь другой. Они позволяют игроку с мячом уйти из-под контроля противника, из-менить направление атаки или обыграть защитника. Повороты выполняются вперед и назад из различных исходных положений по отношению к противнику, на любое количество градусов, на впереди и сзади стоящей ноге.

Наиболее часто применяются повороты вперед и назад на сзади стоящей ноге на 180° (рис. 3), а также повороты вперед и назад на впереди стоящей ноге на 180° (рис. 4).

2.1.2. Ловля мяча.

Ловля мяча выполняется одной рукой и двумя руками на раз-личной высоте (выше головы, на уровне груди, пояса и ниже), в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке). Кроме того,
в игре приходится ловить мяч, катящийся по площадке и отскочивший от нее, без сопротивления и с сопротивлением противника. Наиболее надежна ловля мяча двумя руками.

Ловля мяча, летящего на средней высоте. Этот способ ловли встречается чаще других. Техника его состоит в том, что игрок выставляет навстречу летящему мячу выпрямленные, слегка расслабленные руки с кистями, раскрытыми в виде ворон-ки. В момент соприкосновения пальцев с мячом он сгибает руки, обхватывает мяч с двух сторон и

подтягивает к туловищу, зани-мая исходное положение для последующих действий.

Ловля мяча, летящего высоко. Техника ловли зави-сит от высоты полета и крутизны траектории. Если мяч летит с крутой траекторией или падает сверху вниз (после отскока от щита), то руки вытягиваются вверх, кисти раскрываются и раз-гибаются. Если мяч летит по более прямой траектории, то руки поднимаются вверх-вперед или вперед-в сторону (мяч летит в стороне), кисти раскрыты, ладони обращены вперед. Во всех случаях, как только мяч касается пальцев, руки для амортизации отводятся назад, захватывают мяч и опускаются вниз.

Сложнее всего ловля мяча одной рукой. Она применяется, когда мяч летит очень высоко, в стороне от игрока или катится по площадке. Общие принципы техники ловли одной рукой те же, что и ловли двумя руками. Различают ловлю мяча одной ру-кой с поддержкой (мяч, остановленный одной рукой, другая рука подхватывает снизу) и без поддержки.

2.1 3. Передачи мяча.

В баскетболе применяются различные спосо-бы передач мяча партнеру. Их можно разделить на две большие
группы: передачи двумя руками и передачи одной рукой.

Передачи мяча выполняются без отскока и с отскоком от площадки, с места, в движении, с прыжком, с прыжком и пово-ротом в воздухе, при встречном передвижении игроку, двигаю-щемуся впереди, с низкой и высокой траекторией. Точность, и своевременность передач -- необходимое условие их выполнения. Решающее значение в технике передач имеет активное движение кистью.

Передачи мяча двумя руками выполняются от груди,
сверху и снизу.

Передача двумя руками от груди(рис.5) --ос-новной способ взаимодействия с партнером на коротком и сред-нем расстоянии. Для выполнения этой передачи игрок, заняв стойку для игры, держит мяч двумя руками перед грудью. При этом большие пальцы направлены друг к другу, остальные -- вверх-вперед. Руки согнуты, локти обращены вниз. Для выполне-ния замаха руки с мячом описывают небольшое кругообразное движение вниз-назад-вверх, кисти разгибаются. Затем руки резко выпрямляются, толкая мяч от груди в направлении цели. Бросок заканчивается активным сгибанием кистей и разгибанием ног.

Передача двумя руками сверху (рис. 6) приме-няется в тех случаях, когда противник находится близко от пере-дающего. В исходном положении игрок держит мяч вверху, руки слегка согнуты, ноги на ширине плеч согнуты и расставлены па-раллельно или одна впереди. Для выполнения передачи игрок делает небольшой замах назад, затем, разгибая ноги, активным движением рук вперед с захлестывающим движением кистей на-правляет мяч партнеру.

Передача двумя руками снизу применяется, когда противник находится близко и мешает сделать передачу сверху или когда у

нападающего нет времени для применения другого способа. В исходном положении игрок держит мяч двумя руками перед собой. Делая замах, он отводит руки с мячом назад к бедру сзади стоящей ноги. Затем маховым движением рук вперед с од-новременным шагом сзади стоя-щей ноги игрок посылает мяч в нужном направлении, делая ак-тивное движение кистями в мо-мент, когда руки доходят до уров-ня пояса. Этим способом мяч пе-редается на короткое расстояние непосредственно из рук в руки.

Передачи мяча одной рукой выполняются: от плеча, сверху (крюк), снизу, сбоку.

Передача мяча одной рукой от плеча выполняется быстро и на любое расстояние. Из исходной стойки игрок, поддержи-вая мяч левой рукой, переводит его на раскрытую правую ладонь (при передаче справа) к правому плечу. Одновременно он повора-чивает в ту же сторону туловище и сгибает ноги. Закончив замах, отпускает левую руку и, выпрям-ляя правую, с захлестывающим движением кисти и поворотом туловища направляет мяч к цели. При этом он разгибает ноги. Если мяч нужно передать на даль-нее расстояние, то рука с мячом при замахе отводится над пле-чом дальше назад, а сзади стоящая нога при выпуске мяча из рук резким толчком выносится вперед.

Передача мяча одной рукой сверху (крюком) применяется, когда противник подошел близко и поднял руки. Для выполнения этой передачи правой рукой игрок, повер-нувшись левым боком к противнику, опускает руки с мячом вниз-вправо, сгибает ноги и переводит мяч на правую руку, которая,, описывая круг, продолжает движение вниз-в сторону-вверх. Когда рука с мячом достигнет вертикального положения, игрок^ сделав заключительное движение кистью, бросает мяч и перено-сит тяжесть тела на левую ногу.

2.1.4. Броски в корзину.

Окончательные усилия нападающей коман-ды направлены на то, чтобы одному из игроков создать условия для броска в корзину. От точности бросков зависит исход игры. В современном баскетболе команда в среднем 65--70 раз бросает мяч в корзину противника.

Брос
ки выполняются с коротких (до 3 м), средних (3--7 м) и дальних (свыше 7 м) дистанций. Если игрок находится напро-тив корзины или недалеко от лицевой линии, то ему целесообраз-но бросать мяч непосредственно в корзину. Если же он располо-жен по отношению к щиту под углом 15--45°, то лучше бросать мяч в корзину с отскоком от щита.

Броски в корзину выполняются одной и двумя руками. Среди бросков двумя руками различают бросок от груди, сверху и снизу (в движении). Броски одной рукой - от плеча, сверху, крю-ком и снизу. Последнее время все чаще применяются броски сверху вниз и добивание мяча. Все броски могут выполняться с места, в движении, в прыжке, с поворотом стоя спиной к кор-зине и в прыжке с поворотом в воздухе. Точность попадания зависит от правильности держания мяча и движения рук (руки), от выпуска мяча в наивысшей точке и активности движения кистью в заключительной фазе броска.

Бросок одной рукой от плеча часто применяется в современном баскет-боле при атаке корзины с дальних и близ-ких дистанций. При атаке с дальних ди-станций бросок выполняется в опорном положении. Перед броском согнутые ноги ставятся параллельно или одна нога вы-ставляется вперед (правая при броске правой рукой), мяч выносится к плечу двумя руками и, когда он окажется над плечом, поддерживающая рука опускает-ся. Затем ноги разгибаются, рука с мячом выпрямляется вверх и активным движени-ем кисти мяч направляется в корзину.

При атаке корзины с близкой дистан-ции, как правило, применяется бросок от плеча после ловли мяча в движении или после ведения. Поймав мяч при шаге пра-вой ногой (бросок правой рукой), игрок делает шаг левой и поднимает мяч вверх, перенося его на бросающую руку. Затем он энергично отталкивается левой ногой вверх, руку с мячом вы-прямляет и кистью направляет мяч в корзину. Маховую ногу, со-гнутую в колене после толчкового движения, игрок свободно опу-скает вниз, приземляясь на толчковую ногу (рис. 7).

Бросок одной рукой сверху в прыжке в настоя-щее время стал основным способом атаки корзины с различных дистанций. Он выполняется с места и в движении. При выпол-нении броска в прыжке с места игрок, стоя в исходном положении (ноги на ширине плеч), поднимает мяч вверх, переводит его на бросающую руку, прыгает вверх и, достигнув высшей точки поле-та, активным движением кисти направляет мяч в цель. Техника выполнения этого броска осложняется переходом в исходное положение после ведения или ловли мяча в движении, Поймав мяч, игрок делает стопорящий шаг одной ногой, затем приставляет другую ногу и прыгает вверх. Очень важно бросать мяч быстро, выпускать его в наиболее высшей точке активным движением кисти, стараясь возможно меньше выносить руку с мячом вперед. Чтобы обыграть высокого защитника при этом броске, следует сильно отклонить туловище назад, чтобы затруд-нить блокирование мяча.

Бросок одной рукой крюком труден, но весьма эф-фективен против активного противодействия противника. Мяч, брошенный этим способом, трудно перехватить, так как он выпу-скается в высокой точке и на далеком расстоянии от защитника.

Различают два варианта броска:

а) располагаясь боком к цели, игрок опускает руки с мячом вниз, перекладывает его на бросающую руку, которая продол-жает движение в сторону-вверх. Одновременно с замахом он, согнув в колене правую ногу (при броске справа), выносит ее вперед-вверх, левой отталкивается вверх, а когда прямая рука окажется над головой, выпускает мяч;

б) то же, но, прежде чем выпустить мяч, игрок поворачивает туловище к цели, а замах выполняет прямой рукой вниз-назад-вверх. На рис. 8 показан бросок крюком с поворотом.

Бросок одной рукой снизу применяется с близких дистанций в движении против защитника, блокирующего мяч сверху. Для этого игрок, сделав последний шаг, прыгает вверх-вперед в момент достижения наивысшей точки выпускает мяч с руки, которая кратчайшим путем поднимается сни-зу вверх (рис. 9). После этого он приземляется на маховую ногу. Этот бросок можно выполнить с затяж-ным прыжком с согнутыми ногами.

Бросок двумя руками сверху выполняется аналогично броску одной рукой. Различие состо-ит в том, что мяч поднимается над головой обеими руками, согнутыми в локтевых суставах, кисти обхваты-вают мяч так, что большие пальцы направлены друг к другу, а осталь-ные вверх.

Бросок двумя руками сни-зу в ходе игры чаще всего выполня-ется при стремительных проходах под щит. Техника его выполнения не отличается от техники броска одной рукой снизу, только мяч выпускается двумя руками.

Добивание мяча выполняется одной (двумя) руками в прыжке, после того как мяч отскакивает от щита или пролетает вблизи корзины. Прыгнув вверх, игрок принимает мяч на раскры-тую кисть руки, слегка согнутой в локте, и толкает его в корзину. Броски сверху вниз и добивание мяча имеют большое значе-ние во время активной борьбы с противником под щитом.

2.1.5. Ведение мяча.

Ведение мяча - прием (классификация ведения мяча представлена на рис.10), дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, вый-ти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и органи-зовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно по-ставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперни-ка, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.

Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед несколько в сторону от ступней.

Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный сус-тавы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение рав-новесия и быстро изменять направления движения. Туловище слег-ка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).

Для ведения характерна синхронность чередования шагов и дви-жений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким образом, должен в то же время следить за расположением партнеров и соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периодически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обрат-но (рис. 11). Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.

Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низ-ком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может во-обще выполняться на месте.

Обводка с изменением направления. Ее используют главным об-разом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Из-меняют направление таким образом: кисть накладывают на раз-личные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.

Широко используется также способ обводки соперника с пе-реводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой (рис 12).

2.1 6. Финты.

Финт -- это сложное действие, состоящее из несколь-ких приемов игры. Применяя различные приемы в определен-ном сочетании, нападающий стремится уйти от защитника или обыграть его в единобор-стве. Выполнение финтов -- это тонкое искусство, основанное на быстроте действий, умении бы-стро переключаться с одного движения на другое и чувстве рав-новесия.

В технике выполнения финтов различают начальное -- лож-ное-- движение и заключительное -- истинное. Ложное движение нужно выполнять так, чтобы противник принял его за истинное и сделал соответствующее защитное движение. Вторую часть действия следует выполнять в другом направлении и значитель-но Финты выполняются комплексными движениями рук, ног, ту-ловища и головы, на месте и в движении, без мяча и с мячом. Финты без мяча применяются для освобождения от плот-ной опеки защитника. Для этого нападающий неожиданно изме-няет скорость передвижения, якобы уходит в одну сторону и тут же делает резкое ускорение в противоположном направлении, неожиданно останавливается после быстрого бега, поворачива-ется и т. п.

Финты с мячом разнообразнее. Они применяются для беспрепятственного выполне-ния передач, бросков в кор-зину и ведения мяча.

Классификация финтов еще недостаточно разрабо-тана, ниже приводятся фин-ты, наиболее часто встре-чающиеся в игре.

Финт с имитацией передачи мяча. Напа-дающий выполняет движе-ние как бы для передачи влево (вправо), но, не закон-чив его, быстро передает мяч в другом направлении. Первое движение (ложное) сопровождается соответст-вующей мимикой и взглядом. После ложной передачи мо-жет последовать и бросок в корзину, если представится такая возможность.

Финты с имитацией броска в корзину. На-падающий движением рук, головы и мимикой показыва-ет, что будет бросать мяч в корзину. Когда защитник поднимет руки для блокировки мяча, нападающий переходит на ведение под руками противника. Этот финт можно выполнять и в прыжке. Например: якобы решив бросить мяч в прыжке, нападающий в воздухе пе-редает мяч своему партнеру; будто бы предприняв бросок в прыжке одной рукой сверху, нападающий бросает мяч одной ру-кой снизу и т. п.

Финты с имитацией перехода на ведение. На-падающий делает выпад вперед- в сторону, будто собирается в этом направлении обвести защитника. Как только последний перенесет тяжесть тела в этом направлении, нападающий резко отталкивается выставленной вперед ногой и, изменив направление, переходит на ведение с другой стороны защитника. После первого ложного движения можно передать мяч или бро-сить в корзину.

Повторный финт состоит из нескольких повторений од-нотипных движений. На рис. 13 игрок выполняет финт с ими-тацией обводки справа с повторным проходом в этом же направ-лении после некоторой паузы. Сложнее других финты в движении, выполняемые в сочета-нии с ведением путем изменения направления, ложных движений туловищем, смены рук и т.п.

2. 2. Техника защиты

Усилия команды, стремящейся всеми силами победить, окажут-ся напрасными, если игроки ее будут допускать серьезные ошибки в защитных действиях.

Технический арсенал нападающего значительно богаче, чем за-щитника. Опыт показывает, что приемы защиты более универсаль-ны и достаточно эффективны при правильном и внимательном их выполнении.

Технику защиты подразделяют на две основные группы:

технику передвижений;

технику овладения мячом и противодействия (рис 14).

2.2.1. Техника передвижений

Характер и особенности способов передвижений по площадке обусловливаются конкретной ситуацией и целевой установкой иг-рока на активные, самостоятельные оборонительные действия и вза-имодействия с партнером.

2.2.1.1. Стойка.

Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть готовым затруднить выход напа-дающего на удобную позицию для атаки корзины и получения мяча. Внимательно следя за своим подопечным, защищающий игрок дол-жен держать в поле зрения мяч и других игроков соперника.

Стойка с выставленной вперед ногой применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему сделать бросок или пройти под щит. Игрок располагается, как правило, между напада-ющим и щитом. Одну ногу он выставляет вперед, одноименную руку вытягивает вверх-вперед, предупреждая ожидаемый бросок, а дру-гую руку выставляет в сторону-вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины (рис. 15).

Стойка со ступнями на одной линии (параллельная стойка). Ког-да защитник опекает нападающего с мячом, готовящегося к броску в прыжке со средней дистанции, он сближается с опасным соперни-ком в так называемой параллельной стойке и вытягивает руку к мя-чу, стремясь затруднить нападающему вынос мяча вверх для при-целивания.

Следует иметь в виду, что параллельная стойка, являясь менее устойчивой и равновесной, чем стойка с выставленной вперед но-гой, в то же время позволяет защитнику быстрее реагировать, на-чинать активное противодействие броску и в определенной степе-ни закрывать проход соперника как в правую, так и в левую сторо-ну. Эту стойку используют в ряде ситуаций при опеке центрового игрока, атакующего спиной к щиту, а также любого соперника без мяча, находящегося на дальней дистанции от

кольца. При актив-ной защите используется также так называемая «закрытая стойка», когда игрок защиты располагается близко к нападающему, лицом к нему, стремясь отрезать сопернику путь к мячу, не дать ему воз-можности получить мяч

2. 2. 1. 2. Передвижения.

Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть гото-вым передвигаться в любом направлении, все время изменяя направ-ления бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед), управ-лять скоростью своего передвижения в момент противодействия, а также соперников, наращивая скорость на коротком отрезке дис-танции, обеспечивая сокращенный тормозной путь и резку оста-новку (рис. 16).

Способы бега, рывка, остановок, прыжков, используемых защит-ником, аналогичны описанным способам, используемым в нападе-нии. Однако в отличие от нападающего в целом ряде случаев за-щитник должен передвигаться на слегка согнутых ногах пристав-ным шагом, особенность которого в том, что первый шаг делают ногой, ближайшей к направлению движения, второй шаг (пристав-ной) должен быть скользящим. При этом нельзя скрещивать ноги и переставлять толчковую ногу за опорную, чтобы не снижать ско-рость и маневренность.

Специфичные моменты при передвижениях защитника:

? постоянная смена исходного положения;

? неполная информированность о предстоящем направлении дви-жения вплоть до начала атаки соперника;

? выполнение рывка после предыдущих ускорений, направление,
способ, другие кинематические и динамические моменты, характе-ристики которых каждый раз существенно различаются;

? необходимость соответствия параметров начального движения
параметрам скорости и траектории полета мяча, передвижению

соперников, индивидуальным особенностям выполнения техничес-кого приема;

? разнообразие и разнонаправленность «пусковых» сигналов (зву-ковые, направление взгляда соперника, начало движения соперни-ка или партнера, подсказка тренера и т.д.);

? возможность активного старта с предварительного подскока
с помощью усилий взрывного характера.

2.2.2. Техника овладения мячом и противодействия .

Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, а затем резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем. Мяч надо поворачивать вокруг горизонтальной оси, что облегчает пре-одоление сопротивления соперника.

Выбивание мяча. В настоящее время рациональность и эффектив-ность приемов выбивания мяча значительно выросли в связи с но-вой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении этих приемов контакт руки защитника одновременно с мячом - с рукой нападающего.

Выбивание мяча из рук соперника. Защитник сближается с напа-дающим, активно препятствуя его действиям с мячом. Для этого он выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию. В удобный момент выбивание осуще-ствляется резким (сверху или снизу) коротким движением кистью с плотно прижатыми пальцами. Рекомендуется выбивать мяч в мо-мент ловли и преимущественно снизу. Особенно эффек-тивно выбивание снизу из рук приземляющегося соперника, кото-рый поймал мяч в высоком прыжке и не принял необходимых мер предосторожности. Если защитник был вынужден среагировать на финт соперника и выпрыгнуть вверх, то в момент приземления ему следует выбить мяч и тем самым не допустить бросок или проход.

.

Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападаю-щего с ведением защитник отступает и слегка отпрыгивает назад, оставив сопернику прямой путь к корзине, и преследует его, оттес-няя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч бли-жайшей к сопернику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки (рис. 17).

Выбить мяч у нападающего можно и сзади в начальный момент прохода .

Перехват мяча. Перехват мяча осуществляется при передаче. Ус-пех данного способа перехвата зависит, прежде всего, от своевре-менности и быстроты действий защитника. Если нападающий ждет мяч на месте, не выходит навстречу ему, то перехватить его срав-нительно нетрудно: следует ловить мяч одной или двумя руками в прыжке после рывка.

Обычно нападающий выходит на мяч. В этом случае защитнику нужно на коротком расстоянии набрать максимально возможную скорость и опередить соперника на пути к летящему мячу. Плечом и руками он отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им (рис. 18). Чтобы не столкнуться с нападающим, защитник, про-ходя вплотную мимо него, несколько отклоняется в сторону. После овладения мячом ему лучше сразу перейти на ведение, чтобы избе-жать пробежки. Перехват мяча осуществляется в момент, когда защитник дого-няет нападающего, ведущего мяч. Для этого ему необходимо под-строиться к ритму и скорости ведения мяча, а затем, выйдя из-за спины нападающего, на мгновение раньше его принять отскакива-ющий мяч на кисть ближайшей руки и самому уже продолжать вес-ти мяч, но в другом направлении.

Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, дол-жен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху, и бросок выполнить не удается (рис. 19).

Накрывание мяча может осуществляться по ходу подстраховки игрока соперника. Например, центровой получает мяч и сразу же с поворотом в прыжке атакует корзину. Однако другой защитник, повернувшись к нему для подстраховки, накрывает мяч сзади в на-чальный момент основной фазы броска. При накрывании мяча нуж-но избегать движения рукой (или руками) сверху вниз, особенно при противодействии броску двумя или одной рукой снизу (рис. 20).

Отбивание мяча при броске в прыжке. Эффективное противодей-ствие броску в прыжке - очень трудная задача, требующая от за-щитника мобилизации всех сил, умения и внимания. Лучшим для отбивания мяча траектории полета в кольцо является момент, ког-да он уходит от кончиков пальцев и уже не контролируется напада-ющим (рис. 21).

Овладение мячом в борьбе за от-скок у своего щита. После броска нападающего защитник должен прегра-дить сопернику путь к щиту, занять
устойчивое положение, затем бороть-ся за отскок, быстро и своевременно
выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места. Высоко выпрыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении широко разводит ноги и сгибает туловище, чтобы в силовой борьбе помешать сопернику занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу (рис. 22).

3. ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ.

3.1. Физическая подготовка.

Современный баскетбол развивается по пути дальнейшего повышения темпа, интенсивности и активизации действий в напа-дении и защите. Возрастает скорость не только передвижения, но и всех применяемых действий. Все труднее становится выдер-живать нагрузку в отдельном матче и тем более в целом турнире. Способность организма проявлять большую работоспособность, отдалять момент наступления утомления во многом зависит от физической подготовленности. Недостатки в развитии скорости, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитании волевых качеств могут стать серьезным препятствием для овладения ма-стерством игры в целом.

Физическую подготовку можно подразделить на общую и спе-циальную. Общая физическая подготовка предполагает всесто-роннее развитие. Это значит, что каждый баскетболист должен стать атлетом, имеющим спортивные разряды по основным видам спорта: легкой атлетике, лыжному спорту, гимнастике, плаванию и др.

Специальная физическая подготовка направлена на такое развитие двигательных качеств и всех систем организма, кото-рые бы соответствовали условиям игровой деятельности в про-цессе соревнований по баскетболу. Для этого необходимо знать содержание игровой деятельности баскетболиста, которая харак-теризуется большим разнообразием, носит ациклический характер и связана с переменной интенсивностью, перемежаемой периода-ми отдыха. Установлено, что активная работа в ходе игры че-редуется с периодами отдыха примерно в пределах 3--4 сек.

Баскетболист играет полноценно 7--10 мин., а затем, наступает период спада, который продолжается не менее 5 мин.

Важным качеством для баскетболиста является сила. Хоро-шая силовая подготовка отдельных мышечных групп позволяет достичь высокой скорости передвижения, быстроты выполнения передач, остановок, отбора мяча в борьбе с противником и повы-шает прыгучесть игрока.

Не меньшее значение имеет выносливость. Умение быстро включаться в игру и активно действовать как можно более дли-тельное время -- обязательное условие деятельности современ-ного баскетболиста.

Выполнение игровых приемов с большой скоростью требует от баскетболиста высокоразвитой ловкости и гибкости.

Развитие этих качеств осуществляется специально подобран-ными упражнениями (в беге, прыжках, метании), близкими по своей структуре к игровым, а также упражнениями в технике, тактике и самой игрой.

Упражнения для развития силы:

1. Поднимание штанги до уровня плеч (вес штанги 30% и
больше от собственного веса).

2. Приседание со штангой на плечах в быстром и медленном
темпе с прыжком вверх.

3. Повороты и наклоны туловища со штангой на плечах.

4. Выжимание штанги ногами, лежа на спине.

5. Вырывание и выжимание штанги.

6. Бросание и ловля набивных мячей весом 3--5 кг.

7. Парные упражнения: перетягивание друг друга за руки;
сгибание и разгибание рук с сопротивлением; приседание и вы-прямление с сопротивлением (партнер давит руками на плечи);
передвижение прыжками в приседе с опорой о спину друг друга.

8. Прыжки «в глубину» без отягощения и с отягощением.

9. Напрыгивание на специальную (разборную) опору.

10. Эстафеты с переносом различного груза (набивные мячи,
партнер).

11. Игры: «бей петухов», «пятнашки» в приседе, элементы
вольной борьбы и самбо.

Упражнения для развития быстроты:

1. Прыжки, приседания, наклоны и т. п. по сигналу.

2. Бег с высоким подниманием бедер.

3. Бег на месте в максимально быстром темпе с ускорением
по сигналу (вперед, в сторону, назад).

4. Ускорение на 10--20 м по сигналу из различных исходных
положений, стоя спиной и лицом в направлении движения, лежа,
в приседе.

5. Остановки по сигналу после быстрого бега.

6. Передвижение в стойке защитника.

7. Пробегание отрезков в 30, 50, 60 и 100м на время.

8. Броски различных предметов на быстроту.

9. Эстафеты и подвижные игры с бегом.

Упражнения для развития ловкости:

Акробатические упражнения; кувырки и перевороты.

Гимнастические вольные упражнения.

Прыжки через гимнастическую скамейку с ловлей и пере-
дачей мяча в полете.

Броски мяча вверх с поворотом на 180 и 360° во время по-
лета мяча.

Броски мяча вверх-назад и ловля двумя руками за спиной.

Жонглирование двумя, тремя мячами и больше.

Комплексные упражнения с выполнением различных зада-
ний и преодолением препятствий, расставленных по залу.

Подвижные игры, эстафеты, спортивные игры.

Упражнения для развития гибкости:

Пружинящие покачивания в выпаде.

Наклоны туловища вперед и назад с доставанием руками
пола, пяток.

Махи руками и ногами.

Метание теннисного мяча, камней активными движениями
кисти.

Лежа на спине, поднимание ног с доставанием пола за
головой.

3. 2. Техническая и тактическая подготовка.

Обучение технике приемов, применяемых в нападении, начи-нается с изучения стойки, бега, остановок, прыжков и поворотов. Прежде всего, нужно научить занимающихся занимать пра-вильную стойку. Для этого им предлагается принять ее по коман-де или по сигналу во время ходьбы, бега. Надо тщательно про-верить каждого занимающегося. В дальнейшем при всех упраж-нениях без мяча и с мячом обращается внимание на правильность занимаемой стойки и ее сохранение при передвижении, останов-ках, ведении мяча и т. п.

Бег изучается в сочетании с остановками. Сначала осваивает-ся бег по прямой, а затем с изменением направления и скорости.

Остановки начинают изучать способом «двумя шагами».

При обучении прыжкам внимание акцентируется на правиль-ности толчка, полета и приземления. Первым изучается прыжок толчком одной ногой.

После нескольких занятий занимающихся знакомят с пово-ротами. Начинают с выполнения поворотов на месте на сзади стоящей ноге вперед и назад. Основное внимание обращается на работу толчковой ноги, которая не должна подниматься вы-соко от опоры. При этом необходимо сохранять достаточно ши-рокий шаг.

Примерные упражнения:

1. Бег в медленном темпе с остановкой по сигналу.

2. Бег, по сигналу ускорение.

3. Бег по кругу и между препятствиями.

4. Старты из положения стоя с пробеганием отрезков 5, 10, 15, 20 м.

5. Бег с остановками к поворотами: 4 раза от штрафной ли-нии до центра, от штрафной до штрафной и т. п.

6. Эстафеты с бегом по прямой или с бегом по отрезкам.

7. Игры в «пятнашки» с передвижением обычным бегом, в по-луприседе, приседе, прыжками на двух (одной) ногах.

8. Повороты вперед и назад из стойки нога впереди по коман-де преподавателя.

9. Повороты в сочетании с бегом и остановками по сигналу.

10. Повороты после ведения мяча и остановки.

11. Повороты с сопротивлением: один пытается отнять мяч,
второй, используя повороты, старается удержать мяч.

12. То же, но против двух противников.

13. При изучении прыжков важно добиться энергичного оттал-кивания и вертикальности взлета (упражнения приведены в раз-деле специальной физической подготовки).

3.2.1. Ловля и передача мяча.

Ловля и передача мяча изучаются одновременно. Сначала занимающимся нужно объяснить и показать ловлю мяча двумя руками, акцентируя их внимание на положении рук (особенно кистей) и своевременности амортизирующего движения. Одно-временно с этим объясняется способ держания мяча двумя рука-ми и техника выполнения передачи мяча двумя руками от груди. После этого даются разнообразные упражнения, в которых одни передают, другие ловят мяч.

На первых занятиях мяч передается на средней высоте, с не-большой траекторией, прямо на ловящего. Постепенно условия ловли усложняются, занимающимся предлагается поймать мяч с шагом вперед, в сторону, в прыжке, при передвижении навстре-чу передающему, параллельно с ним и впереди него. Важно на-учить занимающихся останавливаться и передавать мяч в дви-жении без пробежек. Совершенствование осуществляется в более сложных упражнениях с передачами мяча и в игре.

По мере овладения ловлей, двумя руками занимающиеся изу-чают ловлю одной рукой. Ловля мяча с полуотскока и мяча, катящегося по площадке, изучается позднее.

.Обучение передачам мяча начинается со способа двумя рука-ми от груди и одной от плеча. Затем изучаются остальные спо-собы в такой последовательности: двумя и одной рукой снизу, двумя и одной рукой сверху, крюком и скрытые передачи.

Первичное опробование передачи выполняется на месте в двух шеренгах или в колоннах с одним ведущим впереди. Затем даются упражнения в ловле и передачах мяча при встречном передвижении, в передачах с продвижением вдоль площадки, с передвижением по кругу, в передачах в сочетании с другими приемами, подвижные игры.

Примерные упражнения:

1. Встречная передача мяча. Группа делится на 3--4 подгруппы, каждая из которых строится в колонну по одному, водя-щий располагается перед колонной на расстоянии 8--10 м. Мяч у направляющего, который, передав его выходящему, уходит на левый фланг. Водящий передает мяч следующему и т. д.

Усложнение: а) направляющий после передачи уходит на ме-сто водящего; б) передавший мяч при встречном передвижении уходит в сторону передачи (каждая подгруппа разделяется на две части и располагается друг против друга на расстоянии 12-- 15 м); в) то же, но передавший мяч становится защитником; г) то же, но передачи выполняются с отскоком от пола или по высокой траектории!

2. Передача мяча в тройках. Группа строится в три колонны, на расстоянии 6--8 м друг от друга, лицом к центру. Мяч у одно-го из направляющих. По команде преподавателя он передает мяч влево (вправо) направляющему соседней колонны и перебегает на левый фланг в ту же сторону.

Усложнения: а) мяч передается влево, а передвижение вы-полняется вправо, б) направление передачи и передвижения из-меняется по сигналу, в) упражнение выполняется двумя и тремя мячами.

3. Передача мяча при встречном передвижении по кругу. Группа образует два круга; причем внутренний круг в два раза меньше наружного. По команде оба круга начинают передвигаться в противоположных направлениях, передавая сначала один, а затем 2 или 3 мяча.

4. Передача мяча бегущему впереди. Группа образует круг,
сохраняя дистанцию 3--5 м; повернувшись налево (направо), занимающиеся бегут по кругу и передают мяч вперед.

Усложнение: а) изменяется скорость передвижения; б) уп-ражнение выполняется двумя и тремя мячами.

5. Передачи мяча в парах с передвижением вдоль площадки.

6. Передачи мяча в тройках. Двое занимающихся имеют по
мячу и поочередно передают его третьему.

7. Передачи мяча с максимальной скоростью в парах или
броски мяча в квадраты, начерченные на стене.

8. Игры: «гонка мячей по кругу», «передача мяча очередно-му», «защита крепости», «мяч в кругу», «пятнашки» мячом с пе-редачами между двумя, тремя и т. д. партнерами, «мяч капита-ну» и др.

Ловля и передачи мяча совершенствуются в сочетании с другими приемами и в двусторонней игре.

3.2.2. Бросок в корзину.

Техника выполнения бросков отличается от передач более крутой траекторией полета, точностью и посто-янством усилий (при бросках с одной дистанции). Мяч нужно бросить быстро, но с таким усилием, чтобы при достижении кор-зины скорость его полета была минимальной.

Первые представления о характере полета и технике выпол-нения броска создаются при изучении передач. Для этого зани-мающиеся выполняют передачи мяча друг другу по крутой траектории полета. Можно использовать броски через веревочку или в мишень, нарисованную на стене.

На начальном этапе обучения важно овладеть структурой движения и постепенно увеличивать требования к точности по-падания в цель. Броски в корзину сначала изучают с близкой дистанции, затем переходят к броскам со средней, дальней ди-станции и к добиванию мяча.

Первым изучается бросок в корзину одной рукой от плеча из-под щита. После того, как создано представление о технике его выполнения, занимающимся дается упражнение в бросках с 2--3 м, стоя под углом к щиту, с указанием точки прицеливания.

После нескольких повторений следует перейти к броску после ловли мяча в движении под углом к щиту. Основная трудность овладения броском в движении -- правильное выполнение двух шагов при ловле мяча. Как правило, начинающие не могут пой-мать мяч, не сделав лишний шаг, или ловят мяч, делая шаг не той ногой.

Чтобы исправить этот недостаток, применяются следующие подводящие упражнения:

1. Преподаватель, стоя у линии штрафного броска, держит мяч на вытянутой руке. Занимающиеся поочередно подбегают к мячу и стараются взять его руками, сделав широкий шаг пра-вой ногой (бросок справа), затем шаг левой, прыжок и бросок в корзину.

2. То же, но преподаватель бросает мяч вверх.

3. То же, но после броска вперед-вверх самим защищаю-щимся.

4. На площадке (5--6 м от щита) чертится коридор шириной 1 --1,5 м; занимающийся, двигаясь вперед, старается преодолеть этот коридор длинным шагом, отталкиваясь левой ногой. В фазе полета ему передается мяч; приземлившись на правую ногу, он делает шаг левой, прыжок вверх (но не вперед) и бросает мяч в корзину.

Не менее важно добиться вертикального взлета, выпрямления туловиша, бросающей руки и выпуска мяча в мертвой точке поле-та. Выполнять броски необходимо правой и левой рукой.

После изучения броска одной рукой от плеча в движении нужно перейти к овладению бросками: двумя (одной) руками снизу в движении, двумя (одной) руками сверху с места (без прыжка и в прыжке), двумя (одной) руками сверху в движении с прыжком, крюком.

Броски сверху вниз и добивание изучаются значительно позже.

При обучении броскам одной и двумя руками сверху в прыж-ке важно обращать внимание на вертикальность толчка и свое-временное поднимание руки с мячом вверх. Мяч нужно поднять вверх до отталкивания от опоры.

Совершенствование в бросках осуществляется путем большо-го количества повторений, а также выполнением бросков (что очень важно) с активным сопротивлением и в сочетании с такти-ческими действиями.

Примерные упражнения:

1. Броски в корзину из-под щита с места. Группа распола-гается по кругу области штрафного броска, направляющий с 2--3 м выполняет бросок, ловит мяч и передает следующему. Усложнение: а) бросок с шагом и прыжком вверх; б) бросок после двух шагов с прыжком.

2. Броски в корзину со встречной передачи. Группа построена в колонну лицом к щиту, один находится под щитом. Направ-ляющий выбегает к щиту и, получив мяч, выполняет бросок, ло-вит мяч, передает его в колонну и занимает место под щитом. Передавший мяч уходит на левый фланг.

3. То же, но броски выполняются после ведения мяча.

4. То же, но передающий игрок располагается дальше от щита и передает мяч под углом к выбегающему.

5. То же, но после передачи мяча игрок становится защит-ником и атакует игрока с мячом.

6. Броски в корзину с передачи мяча (правой и левой рукой). После броска справа игрок ловит мяч и передает его выходя-щему с левой колонны, а сам уходит в сторону выполненной передачи. То же после ведения мяча; после ведения, остановки и поворота; с сопротивлением.

7. Броски в корзину со средних и дальних дистанций с места.
Лучше всего их выполнять в парах -- один ловит мяч под щитом
и передает его бьющему, второй выполняет определенное коли-чество бросков, после чего игроки меняются ролями. Броски выполняются с различных точек.

8. То же, но один игрок выполняет роль защитника.

9. Штрафные броски.

10. Броски со средних (дальних) дистанций и штрафные броски, выполняемые на соревновании (учитывается количество попаданий за определенное время).

11. Игра 1X1 с броском в корзину.

12. Дальнейшее совершенствование в бросках осуществляется в более сложных упражнениях тактического характера и в двух-сторонней игре.

3.2 3. Ведение мяча.

Занимающихся нужно научить одинаково хо-рошо вести мяч левой и правой рукой без зрительного контроля. Обучение начинается с высокого ведения.

После показа и объяснения занимающиеся выполняют веде-ние без продвижения, обращая внимание на расположение кисти на мяче, сопровождение мяча рукой (нужно добиться, чтобы мяч как можно дольше соприкасался с рукой) и активные движения руки в локтевом суставе и кисти.

Затем даются упражнения с передвижением по прямой, по дуге, по кругу, между стойками, с сопротивлением защитника, эстафеты и игры с ведением мяча.

Основные ошибки: отрывистые удары по мячу, слабое продвижение вперед и усиленный зрительный контроль за мячом. Для исправления первой и второй ошибок необходимо дополнительно объясни
ть ведение и опробовать его в медленном темпе. Пос-леднюю ошибку можно исправить в процессе упражнений в ве-дении мяча с выполнением специальных заданий: остановок, изменения направления по зрительному сигналу, ведения при встречном передвижении или ведения мяча за партнером, бегущим впереди.

При обводке препятствий и защитников нужно научить занимающихся укрывать мяч туловищем, ведя его рукой, дальней от препятствия.

Примерные упражнения:

1. Ведение мяча по прямой. Группа разделяется на подгруп-пы по 3 человека (если есть достаточное количество мячей). Двое
располагаются на одной боковой линии (у первого имеется мяч)
и один на противоположной. По сигналу направляющий ведет
мяч, передает партнеру, стоящему напротив, и становится на его
место.

2. Ведение мяча по узкому коридору, ограниченному стой-ками, скамейками или линиями.

3. Ведение мяча по дуге и кругу. Для этого можно использо-вать разметку баскетбольной площадки.

4. Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

5. Ведение мяча с остановкой, поворотом и передачей. Группа подразделяется на 3--4 подгруппы, построенные в колонны по одному; у направляющих по мячу. По сигналу первый ведет мяч до определенного места, выполняет поворот, передает мяч следующему и уходит на левый фланг своей колонны. Упражнение можно проводить в виде эстафеты.

6. Ведение с броском в корзину.

7. Ведение с обводкой препятствий (тумбочки, стойки, набив-ные мячи), которые расставляются в различном порядке, на разлом расстоянии друг от друга.

8. Ведение с обводкой одного и двух противников.

9. Эстафеты и игры с ведением.

Дальнейшее совершенствование осуществляется в более слож-ных игровых упражнениях и двусторонней игре в баскетбол.

3.2.4. Финты

Финты
изучаются после того, как будут освоены основные приемы игры. Обращается внимание на умение соединять раз-личные приемы, выполняемые в разном темпе и в различных на-правлениях, сохраняя при этом необходимое равновесие.

Сначала изучают финты без мяча (руками, туловищем и но-гами), затем с мячом на месте и, наконец, переходят к изучению финтов в движении.

Примерные упражнения:

Бег в колонне по одному, по сигналу занимающиеся вы-полняют финты с наклоном туловища в стороны, с имитацией движения передач руками.

Бег между препятствиями или занимающимися, сначала стоящими на месте, а затем передвигающимися навстречу с имитацией прохода в одну сторону и уходом в другую.

Все способы финтов в единоборстве с защитником и после-дующей атакой корзины.

Игры: «пятнашки», «третий лишний», «наседка», лапта и др.

Игра в баскетбол.

4. СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

4.1. Соревновательная деятельность

Соревновательная деятельность основывается на следующих фундаментальных принципах:

1. Изучение (разведка) игры соперников.

2. Разработка наиболее рационального плана против конкрет-ного соперника.

3. Проведение разбора предстоящей игры на собрании команды
и в индивидуальных беседах с игроками.

4. Уточнение режима дня.

5. Проигрывание плана игры на модели соперника в утренней
тренировке.

6. Уточнение индивидуальной и командной разминок перед игрой.

7. Ведение игры - гибкая реализация намеченного плана.

8. Анализ итогов проведенной игры.

9. Тренеры, а иногда и игроки должны просмотреть игры соперни-ков. В результате просмотра игры тренер должен иметь необходимые материалы для ответа на следующие вопросы:

1. Охарактеризовать состав команды соперника (лидеры, «снай-перы», основной состав, резерв и его использование).

2. Определить, чем и насколько сильна команда в нападении или защите, уточнить «коронные» приемы лидеров.

3. Оценить психологическую стойкость команды (отношение к силовой борьбе, финтам, к необходимости перестройки игры, к ве-дению или отставанию в счете и т.д.).

4. Раскрыть структуру и организацию нападения и защиты; быс-трый прорыв, позиционное нападение, игра в определенных состо-яниях, особенности построения защиты и т. д.

5. Дать индивидуальную характеристику каждому игроку.

6. Выявить особенности руководства командой со стороны тре-нера-соперника.

Стартовая пятерка может формироваться двумя путями:

1. Команда располагает стабильной стартовой пятеркой, весь-ма надежной и гибкой для решения любых неожиданных ситуаций, и всегда начинает игру именно этой пятеркой игроков.

2. Стартовая пятерка комплектуется в зависимости от необхо-димости решения следующих задач:

? обеспечить взятие мяча при начальном броске;

? ввести лучшего своего защитника против «снайпера» соперников;

? обеспечить плотную личную защиту в соответствии с индиви-дуальными данными игроков и соперников;

? ввести своего «снайпера», если соперник скорее всего приме-нит зонную защиту и т.д.

Установка на игру.

Общекомандную установку на игру целесообразно проводить за несколько часов до начала матча, причем лучше с утра, перед утренней тренировкой, так как на ней представляется возмож-ность смоделировать игру конкурентов, внести поправки и уточ-нения в намеченный план. В ходе установки тренер раскрывает или уточняет:

? значение и особенности данной игры в сочетании с психологи-ческой настройкой;

? разработанный план игры (в сокращенной форме);

? разминку (индивидуальную и командную);

? режим дня.

Ведение игры

В раздевалке за час до начала матча тренер проводит оживлен-ный, оптимистический, подбадривающий разговор с игроками, на-поминает об индивидуальных плановых заданиях.

Разминку целесообразно строить из двух частей: индивидуаль-ной (обычно вне площадки) и общекомандной (на площадке). Ин-дивидуальная разминка посвящается «проработке» отдельных групп мышц (на разогревание, растягивание, гибкость, «взрывные» усилия), причем для возбужденного игрока подобная разминка программируется более длительной, спокойной, а для флегматично-го вводятся темповые, эмоциональные упражнения. В общекомандную разминку на площадке включаются технико-тактические упражнения поточного характера, завершающиеся бросками в корзину с различных дистанций. Эти упражнения могут содержать разнообраз-ные эмоциональные приемы (типа жонглирования) и выполняться в условиях пассивного или активного сопротивления партнеров. По разминке тренер может в определенной степени судить о готовности . игроков к данному матчу, об их физическом и психологическом со-стоянии, насколько они уверены в себе, спокойны или взволнованы. Оперативные замены чаще всего производятся:

? для дополнительного инструктажа баскетболиста;

? для отдыха утомленного и травмированного игрока;

? с целью зарезервировать ведущего игрока, получившего 3-4 персональных замечания;

? из-за грубых ошибок игрока, нарушившего командную такти-ческую или иную дисциплину, срывающего реализацию намечен-ного плана;

? игрока, который оказался не в состоянии преодолеть защиту соперника или, наоборот, не может приблизиться к опеке нападающего;

? игрока, начавшего состязание крайне неудачно (нужно поса-дить его рядом на скамейку, подбодрить, дружески посоветовать
и снова ввести в игру);

? для усиления одной из сторон состава или деятельности коман-ды (защиты, нападения, роста, быстроты, борьбы за отскок, надеж-ного розыгрыша мяча, жесткого прессинга и т.д.);

? в качестве контрмеры против замены соперника;

? план игры, намеченный на установке, оказался неудачным, и ко-манде приходится перестраиваться.

Ценность минутного перерыва в баскетболе достаточно велика, и использовать его в целях управления командой следует только при полной уверенности в необходимости. Подчас лучше отказать-ся от тайм-аута и приберечь его на решающие стадии матча.

Явно нецелесообразно брать минутный перерыв, когда сопер-ник испытывает большие трудности в организации игровых дей-ствий, если игра у него, как говорится, не идет.

В случае победы команды тренеру необходимо преодолевать у иг-роков проявления переоценки сил, самоуверенности, снижения бди-тельности, демобилизацию. Он должен показать игрокам, что выиг-рыш - не единственный критерий успеха в состязании. Если окажет-ся, что победитель показал результат значительно ниже своих воз-можностей, то он не должен считать, что добился полного успеха.

В случае поражения педагогу нужно добиться снятия отрица-тельных эмоций, использовать доброжелательную критику, осно-ванную на самом тщательном, объективном анализе хода спортив-ной борьбы.

Результат проведенного матча должен оцениваться тренером:

а) по тому, как был выбран, скорректирован и реализован раз-работанный план ведения игры;

б) по тому, насколько результат состязания и технико-тактичес-кие показатели близки к намеченным;

в) по тому, как близок результат команды к максимуму ее воз-можностей.

4.2. Основные правила игры

Современные правила игры включают девять основных правил, сформулированных в статьях и официальных комментариях к ним. Периодически в них вносятся изменения, но сохраняются основные требования:

1. Правила должны быть четкими, понятными для игроков, тре-неров, судей.

2. Правила должны объективно отражать условия соревнующих-ся команд.

3. Правила должны способствовать воспитанию высоких мораль-ных и волевых качеств игроков, тренеров и судей.

4. Правила должны стимулировать развитие техники и такти-ки игры.

Таким образом, с момента создания правила претерпели много-численные изменения, однако суть их осталась прежней.

В соревнованиях по баскетболу приняты три способа розыгры-ша: круговой, с выбыванием и смешанный.

Выбор того или иного способа розыгрыша зависит от задач со-ревнований, состояния спортивной базы, уровня подготовленнос-ти участников, материальных средств, сроков и т.д.

4.3. Информационное и материальное обеспечение системы тренировки

Информация должна собираться и анализироваться по следую-щим направлениям:

? сравнительный анализ фактического выполнения индивидуаль-ных и командных планов;

? определение состояния здоровья спортсмена, переносимости
нагрузок, восстановления работоспособности, желания трениро-ваться, поведенческих реакций;

? выявление динамики развития наиболее важных физических качеств и двигательных возможностей игрока;

? становление техники, тактики и их совершенствование;

? оценка специальной работоспособности игрока;

? комплексная оценка состояния спортивной формы;

? изучение результатов спортсмена и команды в подготовитель-ных и контрольных матчах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На маленьких шедеврах держится эта большая игра. Ну скажите, где еще за две-три секунды можно провести чудо-атаку? Или с первого паса соперника оставить его без мяча? Нет, что ни говорите, а баскетбол с его скоростью, гибкостью, меткостью, бесспорно, дитя своего времени, девиз которого - темп и ритм!

Сегодня в Америке баскетбол представляет собой гигантскую индустрию. Спортивные звезды получают колоссальные гонорары за выступления в соревнованиях, за то, что носят на своих майках фирменные знаки тех или иных фирм. Их интересы представляют многочисленные агенты и менеджеры, а некоторые из них становятся миллионерами еще в подростковом возрасте.

В Европе баскетбол остается в тени футбольных баталий. Поэтому игроки стараются уехать на запад, и выступать за какой-нибудь известный клуб. Сейчас многие европейцы играют в НБА. Но популярность баскетбола у подрастающего поколения возросла. Каждый год проводятся соревнования, турниры, розыгрыши кубков. Хочется верить, что в ближайшее будущее европейский баскетбол составит альтернативу американскому.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Беретт Н. Ю. “Энциклопедия спорта”, М.:1999г.

2. Гомельский А.. Я. “Все о баскетболе”, М.:2000г.

3. “Спортивные и подвижные игры” под общей редакцией доцента П.А. Чумакова, “Физическая культура и спорт”, М.:1970г.

4. Столбов В.В. “История физической культуры и спорта”.-М.:1972г.

5. “Физическая культура и спорт”-под редакцией доктора педагогических наук Ю.Д. Железняка, профессора Ю.М. Портнова, М.:2003г.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты бесплатно