рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
Главная
Исторические личности
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История техники
Кибернетика
Коммуникация и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Наука и техника
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание
Спорт и туризм
Строительство и архитектура
Таможенная система
Транспорт

Гражданское общество, его происхождение и особенности


Гражданское общество, его происхождение и особенности

3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема-6

Гражданское общество, его происхождение и особенности

  • г. Чита 2007
  • План.
  • Введение 3
  • 1. Смысл термина "общество". 4
  • 2. Природа и общество: соотношение и взаимосвязь. 6
  • 3. Признаки общества 10
  • 4. Подходы к определению общества в современной науке. 12
  • Заключение 15
  • Список литературы. 17

Введение

Первое и, пожалуй, самое важное значе-ние тер-мина «общество» - отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения - общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слово «общества» крайне необходимо для любого обществоведа. Семенов Ю.И. Общество как целостная система // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 61-79

Выделение отдельного конкретного общества позволяет поставить вопрос о том, имеет ли общество самостоятельное существование или его бытие есть производное от существования составляющих его индивидов. С самого начала теоретического подхода к исследованию общества в философской и исторической мысли существовали два основных ответа на этот вопрос.

Один из них заключался в том, что общество представляет собой простую совокупность, сумму индивидов. Поэтому единственными реальными объектами социального исследования являются люди. Никаких других не существует. Такую точку зрения нередко называют социологическим номинализмом. Подобного рода взгляд нашел свое предельно четкое выражение, например, в одном из мест работы известного русского историка, историософа и социолога Н.И. Кареева (1850-1931) «Введение в изучение социологии» (СПб.,1897). Последний писал: «Личность есть единственное реальное существо, с которым имеет дело социология. Народы или отдельные классы одного и того же народа суть собирательные единицы, состоящие из отдельных личностей».

Сходного взгляда придерживался известный немецкий социолог М. Вебер (1864-1920). Наиболее четко он изложен в работе «Основные социологические понятия».

Для других (например, юридических) познавательных целей или для целей практических, - писал он, - может быть, напротив, целесообразно или даже неизбежно рассматривать социальные образования («государство», «ассоциацию», «акционерное общество», «учреждение») совершенно также, как отдельных индивидов (например, как носителей прав и обязанностей или как субъектов совершающих релевантные в правовом отношении действия). Для понимающей социологии, интерпретирующей поведение людей, эти образования - просто процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являют собой понятных для нас носителей осмысленных действий».

Смысл термина "общество".

Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а взаимодействуя с окружающей средой в целом, и с другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Социальная система может быть представлена в пяти аспектах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, имеющее своим следствием становление социальных отношений и образование социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (место жительства, трудовой коллектив); 4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 5) как совокупность норм и ценностей определяющих характер и содержание деятельности (поведение) элементов данной системы.

Первый аспект, характеризующий социальную систему связан с понятием индивидуальности, второй - социальной группы, третий - социальной общности, четвертый - социальной организации, пятый - социального института и культуры.

Общество является социальной суперсистемой, так как включает в себя названные аспекты во всем многообразии их взаимосвязей и взаимодействий.

В широком смысле термин “общество” означает часть материального мира, который в свое время обособился от природы. Следствием этого явилась исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей.

В узком смысле под “обществом” можно понимать:

а) общество - это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий определенному этапу человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое и другие общества;

б) общество - это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные координаты, например, российское, американское общества;

в) общество - это самое большое объединение людей, живущих на общей территории и взаимодействующих друг с другом, например, империя.

Для понимания специфики общества необходимо установить каким образом люди выделяются из природы. Этому способствуют три фактора:

1) общественно-историческая практика, или труд, с помощью которого человек приспособился к окружающей среде, изменил ее и создал искусственную среду, так называемую “вторую природу”. Осуществленные преобразования создали дополнительные средства для жизни людей;

2) коллективный характер деятельности людей. Человек является существом общественным, не способным в одиночку обеспечить свою жизнь. Поэтому каждый индивид стремится к общению, взаимодействию с другими индивидами. Это не исключает формирование в коллективе неповторимой личности, ее индивидуальных качеств;

3) сознание, интеллект, духовность, которые создают основу самосохранения общества. К ним относятся нормы, идеалы, лежащие в основе той или иной цивилизации. Если духовная культура разрушается, то изменяются и общественные отношения, что ведет к изменению самой цивилизации.

Таким образом, общество отличается от космически-природных явлений тем, что обладает социальным началом, фундаментом которого является организованный сознательный труд и взаимодействие людей с целью создания условий, необходимых для их жизни и развития.

Природа и общество: соотношение и взаимосвязь.

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерости локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами ”третьего мира”, стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим-экология.

Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что”природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам”. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.

С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека.

История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.

Нет необходимости доказывать, что общественная жизнь находится в постоянном изменении. Немецкий философ начала 19 века Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперёд от несовершенного к более совершенному. Критерии прогресса - в развитии разума, общественной нравственности ,что лежит в основе совершенствования всех сторон жизни общества.

Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: “Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.К чему ведёт и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно на конкретных фактах.

Позвольте мне остановится лишь на некоторых из них. Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.

Возросло потребление в сфере материального производства природных ресурсов. За годы после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.

Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Но даже если и ресурсы, которые постоянно возобновляются, на деле быстро убывают, вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины, площадь лесов, дающих земле кислород уменьшается с каждым годом.

Главный фундамент жизни-почвы повсюду на Земле деградируют. В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за три года. Не меньшую опасность представляет собой загрязнение планеты.

Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах. Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши.

Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра.

Сильно загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи, Великие Американские озёра. По заключению специалистов, в некоторых районах земли 80% всех болезней вызваны недобракачественной водой.

Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы.

Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира.

Исчезает вокруг городов чистый воздух, реки превращаются в сточные канавы, повсюду груды мусора, свалки, искалеченная природа - такова бросающаяся в глаза картина безумной индустриализации мира.

Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения.

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса - в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только “перегрузки” для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства.

Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.

Одно из направлений такого развития - создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырьё в конечном счёте превращается в ту или иную продукцию.

Если учесть, что 98% исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет понятной необходимость задачи создания безотходного производства.

Расчёты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей, коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукция зачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первичного сырья.

Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве добавки при производстве газобетона, примерно в два раза повышает прочность строительных панелей и блоков. Большое значение имеет развитие природовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство), разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.

Экологически чистыми являются и некоторые альтернативные (по отношению к тепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источники энергии. Необходим быстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.

Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов.

Ещё Ф. Жолио-Кюри предупреждал:”Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы,которые они сумели открыть и покорить”.

Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов, состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанного законодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовно-нравственному возрождению согласно требованиям эпохи.

Признаки общества

Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы - совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).

Природный фактор разделяет людей по полу, возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный фактор делит людей на жителей города и села. Социально-демографический - на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический - на род, племя, народность, нацию, этнос.

К признакам общества целесообразно отнести:

1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми;

2) устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология;

3) автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения;

4) универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами;

5) большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения;

6) развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев. Но во всех странах имеет место совокупность субкультур, например, в США, Индии, Югославии и других;

7) политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем. В то же время такая независимость может носить ограниченный характер, например, Канада, Мексика политически независимы от США, но фактически зависят от них, так как доля американских инвестиций в экономику этих стран является очень значительной;

8) самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги. Причем самообеспеченные страны могут производить не все потребляемые ими товары и услуги. Например, Англия, Норвегия и другие страны в значительной степени зависят от внешней торговли;

9) заключение браков между представителями данного общества;

10) пополнение общества за счет деторождения или иммиграции;

11) собственное название и свою историю.

Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей.

Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся организмом.

Подходы к определению общества в современной науке.

Общество бесконечно многообразно, поэтому социологи предлагают несколько их классификаций в зависимости от выбранного критерия. В основе одной из классификаций лежит наличие письменности. В дописьменных обществах умели говорить, но не умели писать. В письменных обществах владеют алфавитом и фиксируют знания.

Другая классификация исходит из уровней управления и степени социального расслоения.

Различают простые и сложные общества. Их сравнительные характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Простое общество (возникло 50-40 тыс. лет назад)

Сложное общество (возникло 10-6 тыс. лет назад)

Имеет:

1) кровно-родственные связи;

Имеет:

1) широкие и разнообразные связи между людьми;

2) родоплеменную организацию.

Не имеет:

1) имущественного расслоения;

2) классов и государства.

Занимается: охотой и собирательством, что свидетельствует о присваивающем типе хозяйства

2) социальное расслоение;

3) классы и многоуровневое управление обществом через государство.

Занимается: скотоводством и земледелием, то есть имеет производящий тип хозяйства

Определяющим фактором третьей классификации являются способ производства и формы собственности. Такой подход называют формационным. Его выработал К. Маркс, выделив первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с закономерностями, определяемыми производственными отношениями.

В основе четвертой классификации лежит тип цивилизации. Цивилизационный подход акцентирует внимание на том общем, что присуще различным странам и позволяет получить синтезированное представление об обществе.

Западные ученые - Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу, Э. Тоффлер разрабатывали теорию трех стадий развития общества. В соответствии с нею выделяют доиндустриальные (традиционные, аграрные); индустриальные; постиндустриальные. Их отличительные признаки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Отличительные признаки

Доиндустри-

альное общество

Индустриальное общество

Постиндустри-

альное общество

Время возникновения

4 тыс. до н.э.

ХУШ-Х1Х вв.

Последняя четверть ХХ века

Ключевая сфера экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг (прежде всего, наука и образование)

Организа-

ционно-тех-нические характеристики экономики

Малопроиз-

водительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники

Массовое товарное производство на базе замены ручного труда машинным

Эффективное использование достижений НТР на базе регулируемой рыночной экономики

Основы развития

Традиции

Научно-технический прогресс, появление элементов демократии

Новый этап НТР, движение к информационному обществу и зрелой демократии

Ведущая роль в обществе принадлежит

Церкви и армии

Промышленным и финансовым корпо-рациям

Широкой сети банков знаний и данных, гибким социальным структурам

Ведущие социальные группы

Феодалы и духовенство

Предприниматели

Производители информации и бизнесмены

Информационная революция, начало которой относят к 60-м гг. XX века, способствует переходу общества в новое состояние, в информационное общество. Его отличительным признаком является структурная перестройка в материальном производстве, когда информация становится доминирующей сферой воспроизводства и наряду с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике стране.

Заключение

Современные ученые утверждают, что будущее всего человечества - за гуманистическим обществом, обладающим качественно иными характеристиками по отношению к современному западному обществу. Главное его отличие состоит в том, что оно ориентировано преимущественно на развитие личностей, а не на материальное производство. Новый исторический период, явившийся результатом предшествующих "двух столетий новаторства в сфере производства", основывается на переходе к "новой экономике". Одной из отличительных особенностей такой экономики является «тенденция творческого разрушения» - безостановочное стремительное вытеснение "старых" технологий новейшими.

Стремительный характер развития технологий и непредсказуемость направлений, в которых это развитие будет происходить в ближайшие годы, диктуют необходимость своевременно инвестировать значительные средства в формирование «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта. Это ставит задачу коренной перестройки системы образования в мире. Речь идет о формировании трудовых кадров, готовых и способных продолжить образование на протяжении всей жизни, мобильных на рынке рабочей силы, способных к творческому мышлению, общаться на различных условиях. При этом в непрерывном образовательном процессе вынуждены участвовать все возрастные группы.

Академик Н.Н. Моисеев отмечает, что общество в обозримом будущем сохранит свою мозаичность и всю палитру национальных культур, вероисповеданий и политических воззрений. Как бы не были сильны тенденции к экономической интеграции, мир, во всяком случае ближайших десятилетий, останется разобщенным (хотя в нем и появляются объединения типа западноевропейского) и полным разнообразных противоречий непредсказуемой остроты. Но это будет мир "нового индивидуализма", стремящийся к тому, чтобы личность могла максимально проявить свои способности. Создание такого рационального общества, составляет условие выживания.

Список литературы.

1. История социально-политической мысли. Учеб. пособие /Под ред. В.В. Глотовой, Воронеж: ВГТУ, 2000.

2. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 20001.

3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.

4. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В.Осипова. М., 1998.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.

6. Семенов Ю.И. Общество как целостная система // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 61-79

7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1995.

8. Современная западная социология: Словарь /Сост. Ю.Н.Давыдов и др. М., 1990.

9. Смелзер Н. Социология /Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.

10. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.

11. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2000.

12. Шилз И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций //Социс. 2000. № 10.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты бесплатно