рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
Главная
Исторические личности
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История техники
Кибернетика
Коммуникация и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Наука и техника
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание
Спорт и туризм
Строительство и архитектура
Таможенная система
Транспорт

Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения


Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения

2

Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения

Содержание

  • Введение
    • 1. Теософия Августина Блаженного
    • 2. Социальные учения в эпоху Возрождения
    • 3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
    • 4. Становление элементов социологического знания
    • 5. Рационалистические концепции в политической социологии
Введение

Распад античного общества в Европе и формирование новой системы общественных отношений, нового мировосприятия и способа жизни представляют уникальный процесс с точки зрения понимания его внутренних движущих механизмов и логики развития социального познания. В условиях рабовладения человек полностью зависел от природы и государства. Мировоззренческое представление укладывалось в рамки фатализма, предначертательности судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находился в центре государства - полиса, жил его законами, действовал и созидал в той мере, в какой укладывалось его представление о всеобщей зависимости. И такое состояние человека толкало его на борьбу со всеобщей зависимостью. Борьба со всеобщей зависимостью сопровождается глубинными преобразовательными процессами особенно в сферах социально - политической и духовной. В обществе сменяются социальные общности. Рабовладельческие города - полисы со своим демократическим управлением уступают место крупным государственным многонациональным объединениям, возглавляемым императорами и т.п. Монархическое единовластие требовало уже такую идеологическую силу, которая объединяла бы этнически разношерстную империю в единое целое. Такой цели полностью соответствовало и вытеснение многобожия - христианством.

Христианство по-новому поставило проблему свободы личности вообще и проблемы религиозной свободы, в частности. Проблема социальной свободы, остро стоявшая в рабовладельческом обществе, ставится христианством в самом широком значении как проблема равенства всех людей перед Богом и между собой, как созданных по образу божьему. На рубеже двух эр возникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированию новых принципов: во-первых, мировоззренчески-космологический фатализм сменяется христианским предвидением; во-вторых, в социально - историческом и политическом аспектах осуществляется переориентация взглядов с демоса полиса как субъекта, на личность как творческую силу в системе политических отношений; в-третьих, соединение христианского предвидения с земным субъектом и индивидуализмом выразилось в учении о свободе индивидуального выбора и личной ответственности за выбор перед сверхъестественным судьей - Богом. Совокупность таких взглядов на мир существенно сказалась на процессе перерастания рабовладельческих отношений в феодальные, потому что в основе своей процесс определяется не экономическим, а идеологическим фактором - христианством, которое с 325 г. стало государственной религией еще рабовладельческой Римской империи. Христианство стало господствующим элементом духовной жизни общества и подчиняет своему контролю все звенья социального организма. Переориентация всей жизни общества на религиозной основе познания отрывает от земли искусство, образ жизни, другие человеческие ценности и переносит на небеса. Наука становятся лишней, превращается в служанку религиозной идеологии - христианства.

С V в. берет начало эпоха Средневековья, в которой выделяется три периода: раннее Средневековье (V - XV вв.), период развитого феодализма (XI - XV вв.), позднее Средневековье (конец XV - середина XVII вв.). Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром - шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знаний незаслуженно занижена. Стремление к возрождению научного поиска на основе античного наследия жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения о социологических изысканиях в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на целые века затормозили развитие научных знаний. Все находилось под покровительством христианского богословия, основывающегося на христианской философии, рассматривающий человека как продукт божьего творения.

1. Теософия Августина Блаженного

Видный и достаточно известный религиозный мыслитель Средневековья Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 гг.) в трудах "О граде божьем", "Земной град" и др. противопоставляет государству мистически понимаемый "Божий град" - церковь, рассматривает человека как посредника между вечным царством духа и земным царством материи. Августин развивает теологическое понимание истории, подчеркивая, что исторические события зависят от божьего провидения, определяет жизнь общества как противопоставление двух противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Языческое царство воплощено в государственных учреждениях Римской империи, а божественное - в общине избранных, наделенных благодатью, то есть в церкви. Их борьба вела к окончательной победе церкви - к господству католической религии. Не отрицая светской власти, Августин, по существу, признавал приоритет над светской властью духовной власти и в такой форме освещал государственную власть. Не считая рабство божественным созданием, Августин, однако, призывал терпеть его, как и бедность, проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство. Социологический интерес представляет попытка в христианской литературе создать общесоциологическую концепцию философии истории, опирающуюся на принцип развития человечества на религиозных убеждениях, на понимании, что все от Бога - власть, государство и т.п. Разумный человек стремится к Богу, к духовному началу. Бог все знает наперед, руководит поступками и помыслами людей, всей их жизнью. Только Богу известно, кто достигнет спасения, кто будет нести наказание, божью кару. И человек, затиснутый в тяжелые тиски социальной жизни, обращается к религии, к Богу, ища именно в них защиту от всех бед и горестей. Самые благочестивые поступки и помыслы человека не могут изменить предназначенную ему судьбу. Такой фатализм порождал противоречие между пониманием свободы и свободы воли (богом предоставленную свободу выбора наилучшего - божественной благодати) и вызывал критику даже церковников, потому что не давал возможности попасть в царство небесное - Божье царство - даже проповедникам. Моделью всемирной истории Августина стала Библия. Главные этапы развития общества Августин уподобляет возрастным периодам человека. В истории человека Августин выделяет шесть периодов, символизирующих шесть дней творения Богом мира: первый - младенчество - от Адама и Евы до потопа; второй - детство - от потопа до Авраама; третий - от Авраама до Давида; четвертый - юность - от Давида до вавилонского плена, когда в 597 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и переселил в Вавилон всех иудеев, кроме бедноты; пятый - зрелость - от вавилонского плена до рождения Иисуса Христа, шестой - старость - от пришествия Иисуса Христа, возникновения христианства и до страшного суда, который нельзя предвидеть. Модель теократического государства, созданная Августином, предполагает абсолютное подчинение светской власти авторитету церкви.

2. Социальные учения в эпоху Возрождения

Синтезом наследия двух источников - античности и Средневековья - стала оригинальная культура, философия, социология эпохи Возрождения. В культуре социально-политической мысли античной цивилизации мыслители эпохи Возрождения черпали идеи и концепции, которые обеспечивали дальнейшее развитие общества, прогресс. Тогда же к общественно-политическим, социальным системам Платона, Аристотеля, Цицерона и других философов проявлялся особый интерес. Объясняется это стремлением мыслителей использовать их концепции государства и права, социологические, этнические и этические взгляды с целью внедрения в практику, удовлетворения политических и идейных запросов Возрождения. На смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система мышления, в центре которой стоит человек с его потребностями, стремлениями и желаниями. Гуманизм - светское вольнодумство эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связанное с изучением вновь открытых произведений античности. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социалистическую направленность - на человека со своими интересами, потребностями и ценностями. Гуманизм по сути антиклерикален, потому, что находит истинную красоту и радость в земном развитии и существовании, а не в загробном мире.

Наступившая эпоха разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества в XV - начале XVII вв. названа эпохой Возрождения, когда философские и социологические учения, развившиеся в Европе и ранее всего в Италии, выражали уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий общественной жизни, возобновление античного философского учения. Гуманистическое понимание мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, требовало полноты чувственной и рациональной жизни, выдвигало личность, ее достоинства и честь.

В эпоху Возрождения в философии и социологической мысли выделяется три этапа: гуманистический (середина XIV - середина XV в), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку и его отношениям с миром; неоплатоновский (середина XV - первая треть XVI в) связанный с возникновением проблем бытия; натуралистический (середина XVI - начало XVII в), связанный со стремлением применять законы природы к познанию социальной действительности, реальности в обществе. Великие гуманисты наступившей эпохи Возрождения Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Ультрих фон Гуттен, Сервантес, Томас Мор, Томазо Кампанелла и многие другие отказываются признать греховную телесную природу человека. Человеческие потребности, нужды, интересы, стремление человека к чувствам и радостям считаются естественными. Гуманисты считали ненормальным и не естественным проповедуемый церковью теизм, т.е. существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственно воздействующего на все материальные и духовные процессы, на личность и общественную жизнь людей, проповедующий отрешение от чувственности. Если человеку его чувственные потребности даны самой природой, то, очевидно, они одинаковы у всех и служат основой для равных отношений. Все люди рождаются одинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Признание личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и общественного положения, направлено против феодально - сословного неравенства. Гуманисты видели идеальное в единении природы и человека, искали гармонию такого единения, защищали необходимость восприятия всех радостей земного бытия человеком, стояли за признание достоинства личности, проповедовали культ знания, образованности, духовности и труда. Гуманисты стремятся увидеть деятельную сторону человеческой истории, пытаются проникнуть в закономерную сущность исторических явлений, вытесняя мистику.

Из знаний древних греков и римлян, вавилонян, китайцев и индусов передовые мыслители - гуманисты черпали суждения о государстве как общем деле народов. Мыслители эпохи Возрождения не только порождали, но и развивали традиции античных философов и политиков, считали, что судьба человека определяется не его знатным происхождением, званием, конфессионным статусом, а исключительно его активностью, благородством, добропорядочностью, честностью, мудростью, доблестью. Возобновлялась древняя концепция общественного договора, естественного права и т.п. Зарождается критически - рационалистический подход к изучению общественных явлений, вытесняющий теологию. Простое перечисление событий заменяется концептуальным анализом фактов, явлений, событий и т.п.

В эпоху Возрождения певцом свободы человека, его гармонического развития выступает Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.), философ - моралист, основоположник гуманизма Возрождения. Его сборник из 366 стихов "Книга песен" - лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречиями между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Увлекшись античной культурой, идеи которой широко исповедовал в новых исторических обстоятельствах, Франческо Петрарка в труде "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" осветил существование двух начал в человеке - Добродетели и Судьбы. Человек не может найти счастье в богатстве, потому что богатство источник зла, зависти. Феодальную раздробленность Италии, которая разъединила общество, пагубно отражалась на судьбах людей, Франческо Петрарка переживает болезненно. Постоянные междоусобные войны, ведущиеся между правителями земель Италии, ведут к разорению страны, держат в страхе народ. Обращаясь к случайным властителям замученных земель Италии, Франческо Петрарка обвиняет их в народном страдании и несчастье, в стремлении к наживе за счет человеческих бедствий и страданий.

Выдающийся историк эпохи Возрождения и гуманизма Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино) (1370 - 1444 г), основатель гуманистической историографии, в трудах "Данте", "Жизнь Петраки", "История Флоринтийского народа" и "Записки о событиях моего времени" ищет способы раскрытия сущности исторических явлений и событий, определения их места в развитии человеческого общества, подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полному раскрытию талантов каждого человека. В историческом выступлении флоринтийцев против Медичей за установление республиканского строя в Италии Леонардо Бруни видел свидетельство того, что гражданские свободы - серьезный фактор исторического процесса и выступил идеологом гражданской свободы жителей вольных городов Италии, в которых появились зачатки капиталистических отношений. Убедительно обосновывая необходимость всестороннего развития личности, Леонардо Бруни видит решающую роль в развитии и гуманитарных наук. Провозглашая право каждого человека на жизнь, Леонардо Бруни подчеркивает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Государством должны запрещаться принудительный труд, применение пыток, жестокое или неуважительное отношение, унижающее достоинство человека.

Валла Лоренцо (ок.1405 - 1457 гг.) - видный ученый - философ, филолог, политический деятель, посвятивший деятельность дальнейшему углублению учений гуманизма. Лоренцо Валла развивает теологическую этику Эпикура и утверждает, что коль человек есть творение Бога, как и природа, то он должен развиваться вместе с природой, ему должны быть присущи все чувства, потому что сама природа создала наслаждение и дала душу, жаждущую его. Ничто так не присуще живым существам, как стремление к сохранению своей жизни. Лоренцо Валла разоблачает стремление римского папы к утверждению власти католической церкви во всех государствах бывшей Западной Римской империи.

Одной из заслуг мыслителей эпохи Возрождения есть расчистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства и права, схоластики и т.п., подготовка почвы политико-правового мировоззрения. Они считали, что основу комплексно-правового мировоззрения составляли положения о том, что божественное право заменяется человеческим, а государство заменяет в сознании людей церковь. Для юридического мировоззрения обязательна идея равенства всех перед законом, естественное право и договорное происхождение государства. Возрождение в Италии отличалось сочетанием гуманизма и реформаторского движения, пересмотром идеи господства церкви в обществе, в мире. Стремление понять действительное назначение человека в обществе, мире, раскрыть его свободу и созидательные силы неминуемо приводило к столкновению с традициями восприятия христианства. Мыслители позднего Возрождения Челио Секондо Курпоне, Цвигли и Кальвин, Марселий Падунский и др. решительно критиковали римские порядки, отвергали церковную иерархию, осуждали деятельность папской курии. И хотя Курпоне в трудах о власти отождествляет Бога с природой, со всем сущим считал, что тот кто охватывает Вселенную, присутствует везде, он все же выступает за отделение церкви от светской власти, государства. Мыслители эпохи Возрождения стремились создать светскую теорию государства и власти, оторвать учение о государстве и праве от мистики и теологии.

3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы

С XV в. в странах Европы начинается бурное развитие капиталистических отношений. В крупных странах: Италии, Англии, Франции, Германии и других тогда делали вывод, что радикальная революция в общественном устройстве, имеющая основой общественную собственность, социальную справедливость и равенство всех людей труда стала неотвратимой необходимостью. Поиски социальных идеалов и рациональных, эффективных форм государственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага, осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе индивидуализма, свободы личности и частой собственности как главного признака индивидуальной свободы, другие - на коллективистских началах в общественной жизни, общественной собственности, заявляя, что частная собственность - величайшее зло в жизни общества, государства. Особенно способствовал общественно - политический климат эпохи Возрождения утрате религиозным мракобесием своих позиций в общественном сознании под влиянием объективных законов природы и общества. Появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и строения общества.

Конечно же, прогрессивные мыслители, начиная с XVI в. видели недовольство ремесленников, наемных рабочих, земледельцев пороками, порожденными капиталистическими отношениями и отразили недовольство в социальных отношениях. Но незрелым на ранних стадиях капиталистическим и общественным отношениям, незрелым сословным отношениям соответствовали и незрелые теории, зачастую - утопические. В эпоху Возрождения разработкой теории общества занялись Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Позже стремятся осуществить разработку социально-политических учений об обществе справедливости Мелье, Морелли, Мабли и др. Но величайшая заслуга Томаса Мора в том, что он сумел в начале XVI в. подняться от коммунистического устройства общества и потребления коммунистической организации производства, поставил в центре внимания вопрос о праве собственности на средства производства. В этом-то и проявляется историческая специфика социальной мысли, которая имела вполне определенные корни в социальной структуре, в развитии общественных социально-политических отношений и отражала, хотя под час еще в абстрактной форме, настроение пролетариата. Первые коммунистические утопии - своеобразное отражение процесса становления идущего на смену феодальным отношениям капиталистического общества, выражение настроения не вообще эксплуатируемых, а именно пролетариата. Социалистическими идеям свойственен общественный идеал, состоящий в осуждении частной собственности, возвеличивании общности имущества и обязательности труда для всех. Впервые всесторонне продуманную картину справедливого общества создает Томас Мор в книге "Утопия".

Учения социалистов эпохи Возрождения выражали интересы угнетенных масс, рассматривали государство как естественное общество людей, созданное для защиты их интересов, жизни и т.п. и выводили из его сущности естественные законы разума и опыта, видели политический идеал в обществе без частной собственности, строящемся на основе демократизма, с самым широким участием людей труда в управлении делами общества и государства. Конечно же, во взглядах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других много еще наивного, утопического. Они смешивали право с нравственностью, проповедовали грубую уравнительность, аскетизм и т.п. Но в их трудах отражены мечты народа о справедливом гуманном обществе.

4. Становление элементов социологического знания

В эпоху Возрождения и Реформации и позже в Европе одновременно с распространением гуманизма и появлением различных демократических движений возникают и формируются теории, различные политические учения. XVI ст. характеризуется глубоким кризисом, началом конца гуманизма Возрождения. Мечты гуманистов о быстром пришествии "золотого века" столкнулись с реальностью постоянных войн, конфронтаций, укреплением центральной феодальной власти, экспансий иноземных нашествий и т.п. В раздробленной Италии так и не нашлось силы, способной создать национальную монархию, как это произошло во Франции, Англии и других государствах Европы. Но прогресс распада феодализма не прекращался. Идеалы гуманистов не согласовались с реальностями жизни, практикой существующих еще феодальных отношений, с процессом первоначального накопления капитала, расширением капиталистических отношений, ростом частной собственности, развитием эгоистических интересов. Противоречивое сосуществование старого и нового все острее ставило перед общественной мыслью проблему исследования реальности социального бытия, особенно вопросов государства, политики и права, потому что на них концентрировались интересы молодой буржуазии. Личность стала рассматриваться преимущественно через призму общества как элемент, частица целого, а индивидуальная свобода - через свободу общества. Выдвигаются вопросы развития общества. Его механизмы, движущие силы и закономерности. Молодая буржуазия нуждается в идеологии государственности для защиты своих интересов. Социальный заказ удачно выполняется выдающимися идеологами молодой буржуазии - Никколо Макиавелли, Френсиса Бэкона Жаном Боденом, Гуго Гроцием и др.

5. Рационалистические концепции в политической социологии

Анализируя особенности общественно - политической мысли представителей английской школы эпохи Просвещения, невозможно обойти взгляды и суждения об обществе и государстве видного английского философа Френсиса Бэкона (1561 - 1626 гг.). Выступая инициатором становления Просветительства как специфической, качественно новой формы осознания реальности, Френсис Бэкон уделяет огромное внимание разработке теории государства и права. В основных трудах "Новый Органон", "Новая Атлантида" им развивается новое понимание цели политической социологии в обосновании сущности возникновения и становления государства и права.

В концепции происхождения государства Френсис Бэкон стоял на позициях мыслителей от Макиавелли до Гегеля, стремившихся очистить понятие о государстве и праве от шелухи мистики, догм теологии и разграничить истины науки от взглядов религии. И если в юридически-правовых аргументациях Бэкон открыто ссылался на то, что короли управляют государством по воле Бога, то в действительности сущность его концепции несколько иная. Он не сохраняет средневековое представление о божественном проявлении государства и права. Бэкон утверждает, что обращение к источникам права, апелляция к Богу имеет сенс, если Бог отождествляется с естественным законом или естественным разумом. Основы права, по Бэкону, таковы: людей объединяет справедливость, что предполагает не делать другому того, чего не желаешь себе. Это принцип буржуазного права. При феодализме общество производителей товаров признавало периодическое равенство всех перед законом. И если, размышлял Фрэнсис Бэкон, кто-то совершает несправедливость ради собственной выгоды, иные видят опасность для всех, объединяются и принимают законы для зашиты от несправедливости. Общегосударственная законность, по Бэкону, выявляется не только в подавлении королевской властью феодального беззакония, подчинении действий судей, ограничивает власть короля и т.п. Френсис Бэкон провозглашает, что не король, а прежде всего истина стоит на первом месте и, исходя из гуманных естественных основ, игнорировал классовую природу государства и права. Френсис Бэкон утверждал, если закон "угрожает интересам более численной и сильной группы людей, чем та, интересы которой он охраняет, то эта группа уничтожает закон, что случается очень часто". Закон существует лишь опираясь на силу, и то, что считается справедливостью для одних, становится несправедливостью для других. Насилие, по Бэкону, иногда приобретает силу закона, а некоторый закон иногда более говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Идеи о государстве и праве Бэкона сыграли определенную роль в становлении и развитии социально - политической мысли в условиях формирования буржуазного общества.

Анализ развития общества как поступательного процесса в отличие от природных процессов, для которых характерен кругооборот, содержится в трудах французского политического деятеля, юриста, социолога Жана Бодена (1530 - 1596 гг.). В труде "Метод легкого изучения истории" Жан Боден определяет географическую среду фактором общественной жизни. Он считал, что климат, плодородие почв, рельеф и т.д. обусловливают особенности жизни людей, их психологические и интеллектуальные качества. С севера на юг, с востока на запад население земли живет в трех географических поясах: жарком, умеренном, холодном (Африка, Европа и северные народы, которых Жан Боден отождествляет со скифами). В соответствии с "законом противоположностей" в том числе "противоположностей свойств духа и тела", физические условия существования обусловливают особенности телесного и духовного склада людей: кто крепок духом, тот слаб физически. Отсюда Жан Боден делает вывод, что дух настолько свойственен жителям юга, насколько тело - жителям севера. Выступая сторонником "золотой середины", Жан Боден считает, что различия в климате севера и юга уравновешиваются зоной умеренного климата, которая и отвечает психологическим особенностям проживающих здесь народов и формам их деятельности. Жители севера - физически крепкие, жестокие, бедные на разум, преимущественно их занятие - ремесло, тогда как народы юга малорослые, физически слабы, духовные, хитрые, замкнутые, скупые или бережливые и т.п. Для умеренной климатической зоны: Греция, Италия, Франция, Верхняя Германия характерно то, что здесь люди физически сильные, храбрые, рассудительные и умеренные, мудрые, простые в отношениях, стремящиеся к общению и т.п. Упрямству жителя юга соответствует легковерность "скифа", тогда как жителям умеренного пояса свойственна твердость. Развитие наук Жан Боден объясняет именно свойствами каждого народа: у южных народов больше развиваются науки, у скифов ремесла, государственность, право, торговля, хозяйство у жителей умеренной зоны климата и т.д. Каждый народ отличается и особенностями, и смекалкой, и рассудительностью и т.п. Среди народов, живущих в умеренных климатических зонах, появились знаменитые военачальники, писатели и т.п. И Жан Боден считает, что развитое общество зависит от влияния природной среды, обусловившей и развитие кровно-хозяйственных семейств-союзов, из которых вырастает государство.

XVI в. - переломный в развитии социально-политических знаний. В трудах мыслителей XVI в. выдвинуты программные идеи: незыблемость частной собственности и договорных отношений, формальное равенство и безопастность лиц, свобода промыслов и торговли, независимость государства от церковной власти. В процессе критики теологии учение о праве и государстве обособлялось в самостоятельную науку. Начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и других мыслителей, не говоря уже о более ранних, теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали. В XVI в. речь шла еще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты бесплатно