рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
Главная
Исторические личности
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История техники
Кибернетика
Коммуникация и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Наука и техника
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание
Спорт и туризм
Строительство и архитектура
Таможенная система
Транспорт

Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу


Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу

1

Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма

Реферат по социологии молодежи на тему:

«Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу»

Выполнила студентка 3 курса

4 факультета 1 группы

специализации акробатика

Емельянова Ольга

Москва 2004

План:

1. О всеобщей связи и взаимодействии поколений…………………..2

2. Фундаментальные факторы во взаимоотношении поколений……4

3. Системный подход к диалогу поколений…………………………..5

4. От диалога к единению……………………………………………..10

5. Список литературы………………………………………………….20

О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОКОЛЕНИЙ

Ни одно поколение людей со времени появления рода человеческого не стояло, не стоит и не может стоять особняком от других поколений и общества в целом. Поколения -- лишь отдельные звенья в цепи человечества. Эта вселенская цепь носит всеобщий характер. Но наряду с внешними связями между поколениями есть и внутренние -- между различными индивидами одного и того же поколения во всем их многообразии. Отношения поколений с внешней средой носят как объективный, так и субъективный характер.

Весьма сложные связи складываются в общественной жизни. Они усложняются от поколения к поколению, образуя межгосударственные, государственные, национальные, классовые, родственные, семейные связи.

Диалектическая связь поколений представляет собой не что иное, как зависимость людей одного поколения от другого в каком-либо отношении. Но при этом поколение, выступающее в данный момент в роли ведущего, должно учитывать и интересы представителей других поколений. Особенно если люди проживают в одной семье, в одном регионе, в одной стране.

Это лишь один штрих во взаимосвязи и взаимодействии поколений.

Основными их формами выступают пространственные и временные, генетические, существенные и несущественные, случайные и необходимые, внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные и другие связи.

Для реализации тех или иных связей поколений необходимы определенные условия. Для различных эпох они различны.

Все поколения находятся не только во взаимной зависимости, но и во взаимодействии. Одно поколение определенным образом, через многообразные формы и методы, воздействует на другое и в свою очередь испытывает его воздействие на себе. Но при этом следует иметь в виду, что одно поколение при взаимодействии может быть ведущим, определяющим, а другое -- определяемым. В роли первого нередко выступает старшее поколение. Но это взаимодействие не является жестко детерминированным. При различных условиях ситуация может меняться с точностью до наоборот. К примеру, среднее поколение часто играет ведущую роль не только в экономической сфере, но и в других областях человеческой жизнедеятельности. Но при этом оно обязательно должно учитывать и опыт старших поколений, и, заглядывая в будущее, не ущемлять интересы молодежи, кто только готовится ступить на стезю самостоятельной жизни.

Нарушение принципа всеобщей связи и взаимодействия поколений, как правило, пагубно сказывается не только на сегодняшней, но даже в большей мере на завтрашней жизни людей и общества в целом. В первую очередь это относится к трудовым, нравственным, семейным традициям, складывающимся веками. К чему может привести их забвение, наглядно показал ход развития России в постсоветский период.

Связь поколений, их развитие -- процесс непрерывный и никогда не завершающийся. Пока живет человечество, взаимодействие поколений будет неуклонно идти по пути усложнения и совершенствования, по пути развития. Оно будет идти от старого к новому, от менее сложного к более высокому и совершенному поколению.

Развитие и смена поколений -- необратимый процесс. Через одно состояние поколения проходят лишь единожды. Процесс движения поколений, скажем, невозможен от старшего к младшему, как нельзя вернуться от старости к молодости, возрождению человека. Как поется в песне: «Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь...»

Вместо одного поколения встает другое -- молодое, более совершенное. Порой смена поколений происходит не путем беспрепятственного развертывания потенций более молодого и более жизненного, а в суровой борьбе с отживающим свой век. Истории известно немало переворотов, революций, когда молодое поколение свергало насильственно старый строй, устанавливало свое господство. Но в большинстве случаев смена поколений у власти происходит мирным, эволюционным, путем. Ведь старое -- это, прежде всего, возрастное понятие. Новое поколение вообще -- это просто иное, чем-то, что есть или было.

Но новое -- это вовсе не обязательно поколение более совершенное. Оно может быть и более совершенным, и на прежнем уровне совершенства, что и старое, и даже на более низком уровне. Примеров тому немало. Революции и перевороты в ряде стран не обеспечивали их прогрессивное развитие, а, наоборот, нередко отбрасывали назад на десятилетия.

Вот почему наряду с процессами восходящего развития поколений нельзя забывать и о процессах деградации -- перехода от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. В результате чего гибли целые цивилизации. Но следует иметь в виду, что регресс поколений -- процесс противоречивый. Целое может разлагаться, а отдельные его члены -- прогрессируют. Может и целое поколение прогрессировать, а отдельные его составляющие -- деградировать.

Новое поколение возникает, живет, воспитывается, совершенствуется вместе со старыми поколениями в их лоне. Старшее рано или поздно должно передать свой опыт, свои навыки, свои нравы и традиции молодому, что может и должно продолжать жизнь.

И, несмотря на все катаклизмы общественной жизни, развитие поколений идет по восходящей линии. К тому же во времена путчей, переворотов, революций участие в изменении общественного строя принимают, как правило, люди разных поколений. Изменение государственного устройства в большинстве случаев происходит во взаимодействии представителей всех поколений, проживающих на тот или иной момент в данной стране, хотя защитником и организатором общественных бурь часто выступает молодое, более прогрессивное, но малоопытное поколение.

В обычном, естественном состоянии общества проживают люди нескольких поколений. И от их взаимосвязи, взаимопонимания, взаимодействия всецело зависит не только благосостояние страны, но и уровень жизни каждого.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ ПОКОЛЕНИЙ

Проблема взаимодействия поколений родилась вместе с родом Homo sapiens, человеческим обществом как таковым. И в этом смысле она стара как мир. Но стократ важнее другое: по значимости, глубине, многогранности и противоречивости она стоит в одном ряду с теми факторами, которые определяют само существование человечества и его перспективы, и, прежде всего, его взаимодействие с Природой.

Взаимоотношения поколений -- это постоянный поиск их оптимальных моделей, форм и способов аккумулирования и согласования потребностей, интересов, ценностных ориентации всех -- в жизнь входящих и земной путь завершающих, «средних», являющихся становым хребтом общества на определенных этапах. И поиск этот, по определению никогда не могущий привести к идеальным результатам, должен быть делом всех сосуществующих поколений.

Огромное, а в ряде сфер жизнедеятельности людей решающее, воздействие на взаимоотношения, взаимодействие поколений оказывают фундаментальные факторы, в том числе планетарные: социокультурные, этнонациональные, социально-классовые, социально-психологические и т.п.

Но, в конечном счете, диалог поколений восходит (именно восходит) к личности и межличностным отношениям. Это и есть фундаментальный уровень общественной гармонии, одной из форм которой выступает взаимодействие поколений.

И уже на этом уровне четко выступают острые грани, противоречия системы отношений: у каждого поколения «своя правда», свои смысложизненные основы, ценностные ориентации, поведенческие нормы, «технологии общения». Как гармонизировать их, какие принципы сформулировать и реализовать для оптимизации «диалога»?

Главными же представляются следующие.

Оптимально-позитивными, эффективно-креативными, т.е. творческими, могут быть лишь отношения равноправные, партнерские, научно называемые субъект-субъектными.

Другой тип отношений -- субъект-объектный. Это отношения поучающего и поучаемого, носителя истины и долженствующего ее усваивать. Ни о каком подлинном диалоге поколений при такой модели взаимодействия не может быть и речи.

Кому не знакомы выражающие ее стереотипы: «не та молодежь пошла», «мы были носителями высших идеалов и ценностей, а у этих главное -- деньги, наслаждение, порнуха»? Или: «вы, предки, как динозавры, не понимаете нас, называете то, чем давно не живет цивилизованный мир» и т.д. и т.п.?

Думаю, ясно: речь не о механической идентичности взаимодействующих субъектов, а о гармоничном, взаимоуважительном и доброжелательном сочетании «двух правд».

Бесценен жизненный опыт, интеллектуальный и нравственный багаж старшего поколения, безмерно уважение к нему -- это аксиома.

Но, несомненно, и то, что будущее общества, его молодое поколение -- исторический субъект не менее значимый. Повторюсь: иной подход, сведение диалога к субъект-объектной модели ничего, кроме взаимного непонимания, раздражения, осуждения, в итоге дать не может.

Во взаимодействии поколений бал должна править Истина.

На протяжении тысячелетий человечество пришло к тому, что его высшие устремления и ценности выражает триада: Истина, Добро, Красота. Это есть категорический императив, высший интеллектуально-рационалистический и духовно-нравственный закон жизнедеятельности человечества.

Ключевое понятие триады -- Истина, без которой не существуют Добро и Красота.

В переводе на язык нашей темы это значит: строя свои взаимоотношения, сосуществующие поколения должны быть максимально искренними друг с другом. В большом и малом, каждодневно и в любой сфере.

К числу главных принципов диалога поколений нужно отнести стремление и умение видеть друг в друге, прежде всего, положительные, светлые, добрые черты и качества. К сожалению, очень часто срабатывает другое: «Грехи людей мы чертим на скрижалях, их доблести мы впишем на воде». Как это ни прискорбно, во взаимоотношениях поколений тоже проявляется одна из наиболее негативных черт нашего менталитета -- неустанный поиск «врага». Трудности, невзгоды, потрясения мы сплошь и рядом списываем на чей-то злой умысел, враждебные происки.

А ведь культура диалога поколений включает непременно и самокритичность, способность спросить себя: «А судьи кто?»

Полезно помнить, что молодые, полные сил и энергии, устремленные в будущее, максималисты, впитывающие как губка и хорошее, и плохое, непременно станут, увы, пожилыми, одолеваемыми хворями, брюзгливыми...

А пожилым полезно не забывать о временах, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли...». И тогда в их взаимоотношениях уютнее будут чувствовать себя Добро, Красота, Истина.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАЛОГУ ПОКОЛЕНИЙ

Диалог в словарях определяется как попеременный обман репликами двух или более людей. Однако в последние годы он трактуется значительно шире и предполагает и диалог стран, и диалог культур, сюда входит понятие диалога с ЭВМ и диалога разных социальных групп. Многие говорят и о диалоге поколений.

Диалог поколений в процессе коммуникации предполагает установление межличностного согласия, способности решать совместно сложные проблемы, конструктивно созидая результаты своих совместных действий.

Диалог поколений в России осложнен нынешней социально-экономической ситуацией. Возникли проблемы, которые поставили пожилых особо трудное положение. Прежде всего, утрачены многие нравственные ценности, старшее поколение познало радость коллективной жизни, бесплатное образование и бесплатное медобслуживание. Ушли в прошлое романтика комсомольских строек, студенческих строительных отрядов, туристических походов и поездок, любовь к книгам и чтению. Мучительное выживание в период перестройки постепенно изменило взгляд на старшее поколение, которое молодежью воспринимается как обуза для общества.

В интересном социологическом исследовании польского ученого Хелмы Издебской собраны высказывания 200 студентов (возраст 19-22 года) на тему семьи: той, которую они хотят создать, и той, из которой вышли (родительской). Все единодушно указали, что в будущем они не хотят жить вместе с родителями и не представляют себе жизнь под одной крышей. В отношении бабушек большинство из них выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них.

По мнению этой молодежи, старики не должны быть обузой для них, т.к. ими должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего сосуществования дедушек и бабушек были бы дом престарелых.

В ошибках родителей Х. Издебская видит основной источник углубления эгоизма и эгоцентризма молодежи, причем родители не скрывают желания воспитывать своих детей людьми «твердыми», умеющими добиваться своего, пренебрегающими чувствами благожелательности, отзывчивости, доброты, деликатности, т.к. излишняя чувствительность делает человека «жертвой судьбы». Подобные ответы были получены в аналогичном исследовании среди студентов г. Орла.

Когда родителям предложили ответить на вопрос, какие качества характера они хотели бы видеть в своих детях, то понятию «доброта» не нашлось места в их ответах.

Результаты опроса, проведенного Х. Издебской, и наши российские тем печальнее, что они получены из высказываний студентов, т.е. будущей интеллектуальной элиты. Опросы и наблюдения показывают полное отсутствие привязанности и благодарности к людям, которые дали ей, молодежи, жизнь и воспитание, иногда даже перенося тяжелые лишения. Любопытно отметить, что свои будущие семьи опрошенные представляют весьма идеально, акцентируя необходимость верности сплоченности семьи. Однако для счастья в супружестве и семье только одних пожеланий и стремлений мало. Эгоизм разрушает это счастье с необыкновенной легкостью. Конечно, не вся молодежь такова. Но на пороге своей пенсионной жизни пожилой человек должен понимать, что в случае надобности помощи, он не гарантирован от встречи именно с такой позицией. Пожилой человек никогда не должен льстить молодым, унижаясь, добиваться их расположения, стараясь войти в их круг в качестве «друга».

Диалог поколений возможен только в гуманном обществе. А является ли наше общество гуманным? Кризис ценностей, крушение идеалов, падение уровня культуры, связанные с переходом к другим сторонам общественной жизни, обострили проблему гуманизации общества. Часто, говоря о гуманности, имеют в виду мягкость, доброту или сердечность по отношению к людям. Это в какой-то мере справедливо. Но в трактовке современных философов проблема гуманизации -- это, прежде всего, проблема совершенствования личности, гармонизации отношений человека с окружающей средой, людьми, разумного отношения к природе. И вполне закономерно возникает вопрос: возможен ли диалог поколений, если люди не способны бережно относиться друг к другу? И, несмотря на призыв церкви возлюбить ближнего, как самого себя, это чувство редко возникает у людей. Наша российская ментальность способствует «вымыванию» из жизни целого поколения, которое считается как бы людьми второго сорта, с ними не считаются, забывая об их большом жизненном опыте, их ратных и трудовых подвигах, когда для многих людей девизом жизни был такой -- прежде думай о Родине, а потом о себе. Возникли барьеры между поколениями, которые носят характер экономических, психологических, социально-культурных разногласий. Решение этой проблемы предполагает использование системного подхода к проведению политики ориентированности на старшее поколение. Только система, где наличествует цель, где есть компоненты, являющиеся ее функциональны единицами, может быть основным средством объединения поколений на основе социального и культурного диалога.

В последнее время наметилась тенденция решения этой проблемы. Образование для третьего возраста разрабатывается на научно-теоретическом и практическом уровнях. Такой подход характерен для деятельности Орловской областной общественной организации обществом «Знание» России.

Практика подтверждает, что диалог поколений возможен, если сближаются ценности ориентации пожилых людей и молодого поколения. По нашему мнению, можно выделить несколько групп ориентации, среди них наиболее выраженными оказались:

· на познание и духовной ценности жизни;

· на опеку детей и внуков;

· на продолжение жизни в любых сферах приложения сил;

· на продолжение профессиональной деятельности;

· на прикладную деятельность (шитье, рукоделие, огородничество, домашние поделки и др.);

· погружение в прошлое;

· накопительская ориентация;

· социальная активность;

· уход в религию;

· уход в болезни;

· на активный отдых и получение радости от жизни;

· жить сегодняшним днем.

Если говорить о диалоге поколений, то данные ценностные ориентации позволяют выделить четыре группы пожилых людей, которые наиболее близки к молодежи, те, кто заинтересован в общении и сотрудничестве с молодым поколением.

Первая группа не намерена вести диалог с молодежью, она самодостаточна и редко обращается к другим людям. Высокий уровень культуры и образованности этих людей дает им возможность самим выступать в роли арбитра и редко апеллировать к общественному мнению. Они имеют всегда собственную ориентацию и по собственному желанию читают книги, посещают театры и выставки, смотрят телепередачи. Кроме того, они не приемлют молодежную культуру и не хотят общения с ее представителями.

Вторая группа, ориентированная на детей и внуков, наиболее расположена к диалогу. Выросший из традиций русской крестьянской дореволюционной семьи и получивший дополнительную поддержку в годы советской власти «институт бабушек» существует и в наши дни. Однако часто диалога с молодежью не происходит по вине последней, поэтому эта категория находится в сложной психологической ситуации, названной современными философами как синдром покинутости, который рождает ощущение ненужности, незащищенности, одиночества. Эта категория людей остро нуждается в психологической помощи.

Третья и четвертая группы способны вести диалог со своими молодыми коллегами. Они удовлетворены, прежде всего, рабочими контактами, ощущением сопричастности к общему делу. Но не во всех рабочих коллективах бывает здоровая психологическая обстановка. Особые переживания вызывают у работающих пенсионеров невнимание и неуважение со стороны молодежи, которая часто говорит о людях пенсионного возраста как о конкурентах, занимающих место молодых. Многое в данной ситуации зависит от руководителя коллектива, его отношения к старшим, его умения объяснять молодым, что работающие пенсионеры часто это делают не только из-за материальных условий жизни в современной России, но и из-за целого ряда социально-психологических преимуществ, которые дает профессиональная деятельность.

Люди, ориентированные на прикладную деятельность, легко вступают в диалог с молодым поколением, но, к сожалению, часто эти связи носят прагматический характер, молодые используют результаты их работы для своих нужд.

Пожилые люди, испытывающие тоску по социалистическому прошлому, наименее расположены к диалогу, к общению с молодым поколением. Для них характерны нетерпимость, отчужденность, угнетенность, ворчливость, недоверчивость, некоммуникабельность. Для этой группы необходима психологическая служба, способная оказать помощь в предотвращении конфликтов с окружающими. Психологи помогут преодолеть чувство одиночества и покинутости.

Люди накопительной ориентации, хотя и считают, что наживают добро для детей, часто именно на этой почве конфликтует с ними. Порой все, что они ее собираются передать детям в наследство, молодые хотели бы получить сразу, так как в этом нуждаются. Часто возникают ссоры между детьми и внуками за право собственности, за то, что кому должно принадлежать. Молодые теряют родственные чувства, отношение к старшим приобретает потребительский характер. Дети хотят только одного -- получение каких-то благ от родителей.

Среди пожилых людей, ориентированных на социальную активность, выделяются две группы, одна из которых постоянно посещает митинги и разного рода политические акции, проявляет большой интерес к политическим событиям, особенно в период выборов. Эта группа способна вести диалог с той молодежь, которая разделяет ее взгляды, Другая группа пожилых способствует организации разных фондов в помощь инвалидам и больным детям, она быстро находит общий язык с молодыми, легко и свободно ведет диалог с молодым поколением. Сложно общение с теми, кто «ушел» в религию или болезни, Группа, ориентированная на активный отдых, к сожалению, в нашей стране мала и не играет существенной роли в диалоге поколений. Трудно наладить диалог и с теми, кто живет только сегодняшним днем.

Важный фактор, который необходимо учитывать, -- выявление жизненных ориентаций. Однако следует понимать, что данные группы весьма условны, и каждый пожилой человек может иметь полифункциональную направленность в самореализации, понимать свое место в диалоге поколений.

Таким образом, системный подход позволяет определить роль, выявить компоненты системы, рассмотреть внешние и внутренние связи и тем самым способствует решению проблемы.

«Что может быть приятнее старости, окруженной вниманием юношества!» -- восклицал Цицерон.

Сегодня подобное зрелище наблюдать приходится редко. Есть немало причин такого явления. И среди них -- снижение способности пожилых к адаптации, неверие в свои силы, умственная леность. Мудрость пожилого человека лишь тогда приобретает блеск, когда он может анализировать прежние свершения, а многолетний опыт сочетать с хорошим знанием современных проблем, направлением новых идей, причем с доброжелательным, даже с критическим к ним отношением. Именно такой человек создает мост между прошлым и будущим. Благодаря такому стилю жизни он представляет собой ценную личность, которая может много полезного дать молодым людям.

В современном мире призвание старшего поколения -- это воспитание молодых. Тем самым старшее поколение реализует частичное назначение и смысл жизни.

Диалог поколений развивает у людей открытое мышление и позволяет свободно выражать свое мнение, находить общий язык друг с другом, он необходим в самых различных сферах жизнедеятельности людей.

ОТ ДИАЛОГА К ЕДИНЕНИЮ

...Какая ужасная сегодня молодежь, они ни во что не верят, для них нет ничего святого, они ниспровергают все авторитеты...

Примерно таков смысл одного из манускриптов, дошедших до нас, людей третьего тысячелетия, из седой древности. А кажется, что речь идет о сегодняшней молодежи...

Из Древнего Египта дошло до нас письмо мальчика -- обиженное, сердитое, даже злое. Мальчик сердится на собственного папу, капитана корабля, плававшего по Нилу, который не взял его с собой в очередной рейс. И сегодня дети обижаются на родителей, родители - на детей… «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями, в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой -- видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности» (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Поколение -- социально-демографическая группа, историческая общность людей, характеризующаяся типичными для нее жизненными условиями, социальными задачами, духовно-нравственными и социально-психологическими чертами, которые фиксируются на определенный, конкретный период исторического развития.

В советский период, когда предметом гордости была общность «советский народ», провозглашалась идея, что социализм создает новый тип поколений, свободных от противоречий и антагонизмов, ибо поколение -- это «представители всех трудящихся относительно близкого возраста», подчеркивалось морально-политическое единство внутри поколений. В то же время признавалось наличие некоторых различий между поколениями, в восприятии жизни, иерархии ценностей. Философы и социологи Ортега-и-Гассет, Манигейм, Фойер смену поколений брали за основу периода жизни в истории, а конфликт поколений рассматривался ими как универсальная движущая сила исторического процесса.

Бесценный памятник всех веков и народов -- Библия -- приводит нам притчу о блудном сыне (Ев. от Луки, гл. 15 стих 11 -- 32). Непочтительный сын, добившись раздела имущества, «расточил имение свое, живя распутно». Испытав голод и унижения, вернулся и испросил у отца своего прощение, сказав: «Отче, я согрешил перед небом и перед тобою и уже не достоин называться сыном». На обиду старшего сына, жившего вместе с отцом достойно, отец отвечает: «Сын мой, ты всегда со мной, и все мое -- твое. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропал и нашелся».

Библейский Хам смеялся над наготой отца своего и был проклят в веках, став символом противного людям и обществу. Жизнь учит юных, а прощение и понимание старшего поколения -- залог мира и счастья в семье.

В фольклоре как в зеркале отражается мудрость народа во взглядах на отношение поколений: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибнет», «Что делает отец, то старается и сын», «Добрые дети -- делу венец, а плохие детки -- делу конец», «Дружная семья гору сдвинет». Литературно-педагогические памятники Руси «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», высказывания Симеона Полоцкого свидетельствуют об озабоченности старшего поколения судьбой молодежи, желании дать советы, научить уму-разуму: «Человек глиняный сосуд, до смерти хранит нрав, воспринятый в юности... Трудно им (детям) быть трезвыми, потому что с детства им попустительствуют упиваться. Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью... Берегитесь, о родители, чтобы вы не были душегубцами детей соблазном вашей жизни...».

Спор двух поколений, двух идеологий -- эта тема оказалась в середине XIX века злободневной и актуальной. Новое поколение разночинцев представителям старшего поколения показалось сухим, черствым, бессердечным, все отрицавшим, вдавшимся в нигилизм.

Искусство, взятки, творчество, парламентаризм и адвокатура -- вот далеко не полный перечень тем спора и принципиального расхождения «отцов» и «детей». Нигилист Базаров (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети») показан автором в соприкосновении чужой и чуждой ему средой (конфликт поколений). В его характере угрюмая сдержанность, враждебная недоверчивость, презрительная насмешливость, сухость и грубость. В романе налицо конфликт между благовоспитанными дворянскими «отцами»-либералами и «волосатым» представителем разночинной демократии.

«Потерянное поколение» - так называли молодых людей прошедших через смерть, грязь, удушливые газы, бесконечные ряды могил и увечий первой мировой войны, разных по социальному происхождению и личными судьбами, разуверившихся во всем. Психологию этого необычного поколения описали Хемингуэй, Дос Пассос, Олдингтон, Эрих Мария Ремарк.

Но в истории многое повторяется. И теперь, в новом столетии и тысячелетии, есть поколение «афганцев», «чеченцев», прошедших спустя полвека те же ужасы, пытающихся найти свое место в жизни в условиях социальной нестабильности, получивших название жертв социального насилия.

Мудрая древняя пословица утверждает: «Отцы ели кислый виноград, а у детей оскомина». Дети наследуют все -- горькое, сладкое, кислое. Наши современные обряды, традиции -- это голос далеких прадедов. Прошлое помогает нам, а история ежедневно стучится в наши двери. Уважая прошлое, мы готовимся жить в будущем. Знать прошлое, жить в настоящем и дышать будущим -- девиз всех поколений. В годину великих испытаний и социальных потрясений вожди, опомнившись, приводили в пример мужественные образы наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, имена же пращуров, покрывших себя позором предательства, трусости, лжи, мздоимства, двуличия и малодушия, и сегодня вызывают в душе молодого поколения презрение.

Проблема смены и преемственности поколений как социально-демографической общности людей изучается совместными усилиями философов, социологов, демографов, социальных психологов, геронтологов, этнографов, представителей исторических наук. Связь и взаимоотношения поколений существуют всегда, преемственность же поколений -- это необходимое условие развития общества. Здесь предполагается диалектическое отрицание всего отжившего, ненужного, удержание и утверждение положительного.

Предметом преемственности являются следующие социальные качества и черты образа жизни: трудолюбие, профессиональное мастерство, общественно-политическая активность, патриотизм, возрастающий уровень образования и культуры личности, нравственность.

В центре внимания находятся проблемы облика, сознания и поведения людей, являющихся представителями разных поколений, их взаимоотношения в сфере производства и в быту, в семье, в области межличностных контактов.

Усвоение норм нравственности, культурно-исторического наследия, форм мировоззрения, социально-профессиональная ориентация -- задачи, стоящие перед молодым поколением. Помочь их решению призвано поколение старшее.

Условно поколения делят на молодое, среднее и старшее.

Молодое поколение с течением времени становится средним, а затем и старшим. Поколение -- это люди не просто одного возраста, но примерно одинакового жизненного и социального опыта. Нельзя обеспечить преемственность поколений, передачу традиций без целенаправленной систематической воспитательной работы. Надо воспитывать на традициях, чтобы молодежь была ревностной хранительницей духа народного, который живет в памятнике истории, культуры, в бронзе, в названиях сел, улиц.

В качестве традиций (от лат. traditio -- «передача», «предание») выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Надо воспитывать бережное отношение к традициям, в нем -- гений народа, его корни. Старшее поколение передает молодежи свои традиции. Отцы и дети живут и работают вместе. Конечно, противоречия возникают, но они не являются определяющими. Сегодня молодежь решает вопросы мира, строительства демократического общества, ей сохранять и приумножать добрые традиции.

События августа 2000 (гибель людей на Пушкинской, на подводной лодке «Курск») объединили людей старшего, среднего и младшего поколений, как полет Ю.А. Гагарина в космос в 1961 году.

Молодые подхватывают эстафету старшего поколения, они же помогут им войти в новое тысячелетие. Общим для представителей всех поколений является творческое отношение к труду, умение постоянно самосовершенствоваться, удовлетворяя жажду знания и стремление реализовать свои способности. Здесь полностью исключается геронтофобия -- дискриминация по возрастному признаку. Проблем и подводных камней много. Это и обесценивание нравственных ценностей, «вещизм», потребительская психология, пессимизм. Единые требования, которые предъявляет общество к физическому и духовному развитию молодежи, не могут быть реализованы из-за неравных потенциальных возможностей, имеющихся у разных семей. Воспитательный потенциал семьи зависит от ряда факторов: уровня образованности родителей, степени их занятости на производстве, наличия в ней представителей разных поколений, численности семьи, ее материально-бытовых условий.

Преемственность поколений предполагает обязательный учет временных параметров: поколение 20-х, 30-х годов, довоенное и послевоенное поколение, дети войны, поколение шестидесятников (люди хрущевской «оттепели»), дети перестройки, наши современники, вошедшие в новый век. Их взгляды на жизнь, прошлое нашей страны часто не совпадают (разный жизненный опыт), а иногда и диаметрально противоположны: события 1917 года в глазах старших -- революция, части молодежи -- переворот. Но есть и то великое общение, что их объединяет. Это память. «Память -- мера человечности личности, ее духовность. Память -- это, значит, иметь мужество остаться наедине с собственной совестью, не заглушая ее, не пытаясь уйти от ответа на ее настойчивые и нередко беспощадные вопросы» (Чингиз Айтматов).

Взаимоотношения поколений, их преемственность складываются, прежде всего, в семье. Здесь дети приобретают первый опыт общественных отношений, опыт нравственности, опыт гуманности, честности, справедливости, а иногда и их антиподы. Идеально, когда в семье 3-4 поколения: дети -- родители -- родители родителей (дедушка, бабушка) -- прадеды. В семье должна быть единая педагогическая платформа для всех старших членов семьи. Профессор А.В. Петровский рекомендует: «Пусть же самые старшие члены сохраняют активную жизненную позицию, не теряют связи со сферой своих профессиональных интересов, принимают участие в общественной работе, не считают преступлением против внуков очередное посещение театра или стадиона, поездку в санаторий или на курорт. С естественной добротой и вниманием, при всех обстоятельствах проявляемых к нему (ребенку) дедушкой и бабушкой, соединится интерес ребенка к ним как людям, имеющим собственное лицо, широкий круг интересов, не отставшим от жизни, не утратившим к ней вкуса, остающимся личностями в прямом смысле этого слова».

Нельзя жить, ожидая благодарности, бесконечно упрекая детей. Дети даны нам для нашего бескорыстия.

В чем благодарность детей? Ответ -- в легенде.

... Старый орел с тремя молодыми орлятами залетел на маленький остров. Вдруг поднялась страшная буря. Орел подхватил одного из сыновей и понес его над бушующими волнами. На полпути он спросил: «Сын мой, видишь, как забочусь о тебе, как спасаю твою жизнь. Будешь ли так заботиться обо мне, когда я стану совсем старым и дряхлым' «О, конечно, отец! -- отвечает сын. -- Я отплачу тебе тем же, и буду заботиться о тебе так же, как и ты обо мне». Тогда старый орел сказал: «Мне очень грустно, что у меня вырос сын-лжец». И он бросил сына в море.

Вернулся за вторым, понес его к берегу:

-- Будешь ли ты, сын, заботиться обо мне так же?

-- Отец, как ты можешь в этом сомневаться? Только донеси меня до берега.

И второго сына постигла та же участь: отец бросил его в море. Он не терпел лжецов. Полетел за третьим. Несет его над волнами, чуть не падая:

-- Сын мой, будешь ли ты заботиться обо мне так же, как я о тебе?

-- Отец, этого я тебе обещать не могу. Но я обещаю, что, когда у меня будут дети, я буду заботиться о них так же, как ты обо мне...

И старый орел донес орленка до берега.

Спорно, но ясно одно: эстафета бескорыстия идет через века.

Сегодня особенно важно воспитывать умение «давать» и «получать», а психологическая помощь нужна всей семье, включая представителей старшего поколения. Первый шаг, пример подает тот, кто мудрее. Нынешние россияне, потомки Мономаха и Ярослава Мудрого, имеют свой склад жизни, но из глубокой древности тянутся нити, связывающие жизнь поколений, и через традиции передаются из поколения в поколение.

Старшее поколение обязано донести до молодежи поэзию российских деревень, наигрыш гармони, прелесть избы, чудесные песни, мудрые пословицы, загадки, поговорки, колядки, потешки, частушки. Без них нет русского человека, россиянина.

В XXI веке ритм жизни новых поколений будет отличаться особой динамичностью и напряженностью, время будет еще информационнее и эмоционально насыщенным. В ограниченные сроки станет необходимым решать жизненно важные проблемы, и здесь без единения поколений не обойтись. Умение использовать быстро текущее время полноценно, с максимальной пользой, оправданно -- присуще людям старшего поколения, его необходимо передать молодым.

Выработка чувства пунктуальности, умения организовать жизнедеятельность с пользой для себя и окружающих -- одна из важных проблем сегодня. Важно научить молодое поколение умению полноценно, с пользой для здоровья и самоусовершенствования использовать досуг, свое свободное время.

Как много времени упускают молодые, часто не задумываясь над последствиями «не успел», «убить время», «скоротать вечерок». А ведь это нереализованные возможности научиться жизненно важным навыкам и умениям, постичь опыт предшественников, обогащать свой собственный, пусть и небогатый, опыт. Человек ответствен не только за свое прошлое, но и за будущее, в котором будут жить его дети, внуки, правнуки. Бережное отношение ко времени, стремление достойно прожить жизнь, передать новому поколению свои знания и опыт, предупредить от неизбежных, казалось бы, ошибок и трудностей позволят представителям старших поколений, независимо от образования, вероисповедания, встретить окончание жизни спокойно и с достоинством, Смерти меньше всего боится тот, чья жизнь имеет наивысшую ценность. Бессмертие или смерть человека -- в его деяниях, в том, что он оставил в наследство своим потомкам, в нравственных ценностях.

Чтобы предупредить конфликты и обеспечить единение поколений, особенно важно знать особенности современного молодого поколения. Знать его психологию, интересы, потребности и идеалы, особенности возрастного порядка, помнить -- за молодыми будущее, им и наследовать, и воспроизводить структуру общественных отношений. Для молодежи характерно особенное содержание личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

Перед молодежью возникает много проблем. Среди них -- экономические и социальные, неблагоприятная морально-психологическая атмосфера, чувство эмоционального неблагополучия, дискомфорта. Отсюда рост преступности, суицид. Исчезли даже иллюзия спокойной, благополучной жизни. Неудовлетворенность собой, жизнью в обществе, бесперспективность присущи сегодня представителям всех поколений. Но у молодежи это более ярко выражено. Вновь встает проблема «потерянного поколения».

Помочь людям разных поколений обрести смысл жизни -- актуальная задача. Люди должны видеть множество потенциальных смыслов, которые должна содержать в себе любая, даже, казалось бы, безвыходная ситуация. Несомненно, поиск смысла жизни более характерен для молодежи. Пожилые и старые люди переосмысливают прожитое. У молодого поколения силы еще не растрачены, им надо самоутверждаться.

Стремление к смыслу жизни -- мотив их деятельности, отторжение его ведет к опустошенности, пессимизму, нигилизму и авантюризму.

Требования к жизни, к людям у молодежи завышены, желания не совпадают с реальностью. Юношеский максимализм затрудняет жизнь. При всех сложностях и противоречиях во взаимоотношениях поколений тактика «заигрывания» с молодежью недопустима.

Еще в 30-е годы XX века (советский период в истории России) предпринималась попытка объявить молодежь «барометром общественной жизни». Наблюдались такие попытки и в наше многострадальное время. Ясно одно: молодежи нужны опыт и знания пожилых, необходимо наследовать этот опыт, дополнять и умножать его, а для этого важно бережно относиться к старшему поколению, молодежи -- не стремиться к конфликтам и конфронтации, но, напротив, к совместной деятельности на базе общих интересов и общих устремлений.

Университет третьего возраста при Орловской областной организации общества «Знание» России проводил массовый опрос среди пожилых на тему: «Ваше отношение к себе, семье, обществу», используя страницы газеты «Орловская правда». Аналогичные вопросы спустя некоторое время, в конце 1999 года, были заданы молодежи -- студентам 1 --5-х курсов Орловского государственного института искусств и культуры по теме «Пожилые глазами молодых». Респонденты (152 человека) анонимно отвечали на вопросы: какими они видят пожилых, как они живут, проводят свободное время, какую роль играют пожилые в семье, востребованы ли обществом их опыт и знания, что они ждут от нынешнего общества?

Ответы были разнообразны, но по ряду вопросов мнения молодых людей совпали. Так, все студенты видят в пожилых «хранителей времени, традиций, обрядов», «знатоков ремесел, сегодня забытых». «К ним надо прислушиваться», «опыт нужен, но его не надо навязывать», «если представители старшего поколения были авторитетом для детей, они им останутся и для внуков». «Дедушка у нас в семье самый главный человек, он охотно дает советы (когда даже и не надо), но мы и не в обиде, это же наш дедушка». «Мы мало слушаем советы старших, отсюда и ошибки, конфликты в семье». «О старших быстро вспоминают, когда в семье грянет беда: развод, нужна крупная сумма денег, нужна нянька».

В одной из анкет приведена легенда, когда племя решило истребить стариков как ненужных. И лишь один юноша спрятал своего отца. Неожиданно нагрянула беда, а молодым не с кем было посоветоваться. Вот тогда-то и пригодился единственный оставшийся в живых старик...

Из анкеты студента-первокурсника Д. (так он сам себя обозначил): «Мы, молодые, должны уважать и беречь престарелых людей, быть к ним снисходительнее, ведь и мы будем такими же со временем, и как мы относимся к старшему поколению, так и к нам будут относиться дети и внуки, все возвращается бумерангом».

Были и ответы (6 человек) такого плана: «Пожилые -- обуза, не захочешь их ветеранской пенсии, суют свой нос, куда не следует», «Они все психи, брюзжат, ноют», «Целый день катаются бесплатно в городском транспорте», «...сварливые, капризные, недоверчивые», «Занимают рабочие места, не дают дороги молодым».

Два человека высказались категорично; «Их советы нам не нужны, они жили в другое время», «Пожилые -- это разжигатели конфликтов в семье».

Прозвучало и потребительское отношение к пожилым: ожидание наследства, квартиры, дачи, машины, драгоценностей бабушки («если дождетесь, скорее сама умру»).

Пожилыми молодежь считает людей по достижении пенсионного возраста, некоторые из респондентов высказали мнение, что «и в 80 лет можно выглядеть достойно, а некоторые 30-летние -- уже старики…»

Практически все опрошенные считают, что молодежь в долгу перед старшим поколением: «Пожилым нужно, прежде всего, доброе слово», «Государство должно обеспечить достойную старость, чтобы не было нищих среди пожилых, чтобы они не собирали бутылки», «Пожилой человек не должен один на один оставаться со своими болезнями и нуждой», «Пожилые живут бедновато, но мы можем, поучиться у них аккуратности и терпению», «Прожив нелегкую жизнь, пережив войну, голод, пожилые нередко содержат молодых, своих детей и внуков».

Молодежь считает, что и в пожилом возрасте можно оставаться привлекательным: нужна специальная, удобная и красивая одежда для пожилых, чтобы она была гигиеничной, не стесняла движений. «Нельзя одеваться в обноски молодых», «пожилым надо делать скидки на товары».

В то же время молодые категорически против молодящихся дам с вульгарной косметикой, декольте, старичков-селадонов.

Из анкет: «Грустное зрелище представляют молодящиеся не в меру старики и старухи».

87 процентов высказались за совместное проживание в семье представителей разных поколений, против помещения в богадельни престарелых: «Современные дома-интернаты для одиноких пожилых не выдерживают никакой критики», «Неправильно, что в интернатах рядом живут молодые инвалиды и престарелые, ведь у них разные интересы», «Грешно отдавать своих старых и больных родственников в дома-интернаты».

В ответах студентов от первого курса к пятому (по мере взросления) исчезает категоричность по отношению к пожилым и престарелым. Только среди первокурсников звучали высказывания: «Старые не любят молодых, они осуждают наш образ жизни, считают, что мы «зелень». Старшекурсники заявляют: «Пожилые должны быть ухоженными, хорошо одетыми, чтобы им было тепло и комфортно, это дает пожилому человеку чувство собственного достоинства», «Пожилые люди ждут от общества будущего без унижения».

83 процента считают, что знания, опыт пожилых не востребованы, что многие ушли на пенсию, так и не реализовав себя, живут с ощущением собственной ненужности. И это -- мнение молодых. Что уж говорить о самих пожилых... Все опрошенные считают, что необходимо создавать клубы ветеранов, клубы общения для пожилых, особые бюро по трудоустройству опытных пенсионеров: «Из них выйдут прекрасные репетиторы, няни, гувернеры, сиделки», «Пусть работают, кто может и знающ, ведь до пенсии они были и врачами, и бухгалтерами, и операторами ЭВМ», «Опытный врач всегда лучше начинающего».

Итоги проведенного анкетирования позволили создать условную таблицу.

Плюсы и минусы представителей разных поколений

Молодые

Пожилые

+

-

+

-

здоровье,

энергия,

задор,

мягкий переход

от одного вида

деятельности

к другому,

умение не

комплексовать,

готовность

действовать

большая

подверженность

вредным привычкам,

нигилизм,

бескомпромиссность,

максимализм,

ослабление института

продолжения рода,

стремление

«пожить для себя»

жизненный опыт,

умение учиться

не только на

своих ошибках,

терпимость

(толерантность),

готовность понять

и простить,

стремление к

здоровому образу жизни,

более бережное, чем

в молодости,

отношение к здоровью

ослабление здоровья

(возрастной характер),

категоричность

в суждениях о

молодежи, состояние

фрустрации («не

оценили»,

«не востребовали»),

консерватизм,

нередко высокомерие и агрессивность по

отношению к молодежи

Таблица поможет представителям разных поколений грамотно выстраивать отношения друг с другом.

Пути преодоления противоречий во взаимоотношениях поколений:

· знание представителями разных поколений возрастных индивидуально-психологических особенностей друг друга, настрой на содружество, воспитание у молодого поколения умения сочувствовать и сопереживать;

· формирование с раннего возраста уважительного отношения к старшим, пожилым, престарелым;

· преодоление иждивенческих настроений у молодежи (свадьбу делают родители, они отправляют молодых путешествовать, пенсия дедушек и бабушек отдается безоговорочно внукам, пожилым в семье - что проще из одежды и т.п.), инфантилизма, презрения к труду, страсти к «легким» деньгам;

· формирование у старшего поколения бескорыстного отношения к детям, внукам («я всю жизнь положила на вас, а что вы мне?», «молодые обязаны»), преодоление подозрительности, мнительности («ждут наследство, дом, квартиру» и т.п.);

· установка на многодетную и многоуровневую семью, забота о сохранении семьи, создание родословной каждой семьи в стремлении сохранить корни, ненавязчивое внимание к жизни молодых;

· совместная деятельность творческого характера: самодеятельное художественное творчество, освоение забытых ремесел, работа клубов любителей поэзии, изящных искусств, музыки, книги, работа творческих объединений по интересам -- филателистов, нумизматов, кинологов, совместные вечера ветеранов и молодежи, например, для полемики на тему: «Да, были люди в наше время...»;

· содержательная досуговая деятельность (рыбалка, охота, моржевание), создание совместных клубов выходного дня, любителей туризма и путешествий, компаний единомышленников и т.п., участие в развлекательных программах типа «Поле чудес», «Мама, папа, дед и я -- спортивная семья»;

· семейные праздники, переходящие в добрую традицию (дни рождения, юбилеи, полные даты, чествование новобрачных, золотые и серебряные свадьбы, свадьбы фарфоровые и бронзовые, смотрины, помолвки, обручения и многое другое);

· единение на почве религиозных убеждений, единство вероисповедания, совместное отправление представителей разных поколений религиозных культов и обрядов (крещение, соборование, венчание, всенощные бдения, религиозные праздники Рождества Христова, Пасхи, Троицы у православных христиан);

· обязательное осуществление программ по реализации идеи непрерывного образования с юных лет, включая образование пожилых как непременное условие формирования атмосферы эмоционального благополучия пожилых людей, представляющих сегодня едва ли не треть населения, содержательной, плодотворной жизни, а не «доживая», .для максимальной реализации творческого потенциала личности;

· воспитание у молодого поколения чувства благоговения перед семьей, культа семьи;

· изучение опыта работы по данному направлению у коллег за рубежом, его критическое осмысление и использование, обобщение и распространение передового опыта работы с молодежью и пожилыми как представителями полярных полюсов у себя, в России;

· возрождение наставничества, в процессе которого происходила не только передача профессиональных изменений, но молодые люди получали уроки нравственности от представителей старшего поколения.

Прожив долгую и содержательную жизнь, люди старшего поколения стремятся поделиться накопленным опытом, своими наблюдениями. С письмом к молодежи обращался великий ученый И.П. Павлов, призывая молодежь к бережному отношению ко времени. Открытое письмо молодому человеку адресовал известный французский писатель Андре Моруа: «Зачеркнуть прошлое невозможно, пытайтесь лучше создать настоящее, не отвечайте ненавистью на ненависть, не будьте злопамятны, черствы... Не презирайте мастеров прошлого; если слава их дошла до нашего времени, значит, они это заслужили... Цель не только в том, чтобы преуспеть, добиться «бренных вещей» (Плутарх), но в том, чтобы иметь право, заглянув в свою душу при свете совести, убедиться, что сделанным можно гордиться или, по крайней мере, не краснеть за него. Приятно на старости лет пожить в почете, старики немощны и нуждаются в моральной поддержке. Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность». Увы! Мало кто из молодых знаком с содержанием этих писем. А жаль!..

Человек обязан осознать свою ответственность за судьбу последующих поколений. Время - двигатель общественной и индивидуальной жизни человека, мощный фактор культурно-творческого прогресса. Бег времени неумолим, смена поколений неизбежна. Задача состоит в том, чтобы за отведенный природой и вечностью отрезок времени сделать максимум возможного, передать накопленный социальный опыт молодым, которые, в свою очередь, должны успеть реализовать отпущенные Богом и Природой способности. У старших - опыт и осторожность, у молодых - силы, неуемная энергия, оптимизм. Необходимо соединить эти качества.

Глобальные проблемы человечества, их влияние на жизнедеятельность продолжение рода заставляют изменить образ мышления. Личностная зрелость и самостоятельность человека, его ответственность не только за свою личную судьбу, но и будущее, жизнь грядущих поколений, самосознание, самоконтроль, самообновление, готовность передать накопленный опыт молодому поколению сегодня находятся в центре внимания. «Мы уйдем с земли, дети останутся, - предупреждал М. Горький. - Позаботимся же о том, чтобы их жизнь была легче нашей. Оставим в наследство детям лучшее: наш идеализм, нашу любовь к разуму, красоте… израсходуем же нашу волю… мы будем вознаграждены за это счастьем видеть среди нас юны предтеч того, о ком так давно тоскует наша душа».

Список литературы:

1. Диалог поколений / Составитель Кононыгина Т.М. - Орел, 2001. - 112 с.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты бесплатно