рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
Главная
Исторические личности
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История техники
Кибернетика
Коммуникация и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Наука и техника
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание
Спорт и туризм
Строительство и архитектура
Таможенная система
Транспорт

Актуальные вопросы развития российской социологии на современном этапе


Актуальные вопросы развития российской социологии на современном этапе

27

Содержание

  • Введение
  • 1. Современные методы прикладных социологических исследований
  • 2. Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества
  • 2.1 Что такое социальная информация, ее виды
  • 2.2 Статистическая информация Госкомстата России
  • 2.3 Данные, содержащиеся в официальных документах
  • 2.4 Информация, собираемая с помощью массовых опросов
  • 2.5 Экспертная информация - данные, полученные с помощью опросов экспертов
  • 2.6 Данные средств массовой информации
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований - в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей "экологическое" направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864-1944 гг.) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают - прежде всего городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.

Специфика развития социологии XX века состоит в том, что наряду с традиционно теоретическими работами появляются такие ее разделы, как эмпирическая и прикладная социология.

Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различные подходы.

Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины "человеческих отношений" - альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях. В эмпирических исследованиях, проведенных в Хоторнском эксперименте, было установлено, что повышение производительности труда зависит не только от способностей и умений, на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работника своим трудом, влияние коллективных требований, благоприятная атмосфера в трудовой ячейке и т.п. Комплекс мероприятий, направленных на развитие данных факторов, и получил название политики "человеческих отношений".

Происходит становление и развитие отраслевых социологии. В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Скажем, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы - органы социализации (включая семью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.

Как правило, в учебниках по социологии описываются лишь методы работы с информацией (ее сбора, обработки и анализа), а информация как таковая - ее виды, их особенности, для чего они служат и т.п. - эти вопросы обычно не рассматриваются. Однако методы - это не информация, а лишь инструменты работы с нею. Сама же информация существует независимо от того, какими методами она была собрана. И не будет преувеличением

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей актуальных проблем социологических исследований на современном этапе развития российского общества.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотреть стратификация: понятие, сущность, исторический контекст.

· Проанализировать экономику и социальную стратификацию и характер взаимодействия.

· Выявить тенденции стратификации и расслоения российского общества.

Объектом исследования являются актуальные проблемы социологических исследований.

Предмет исследования - социологические исследования.

1. Современные методы прикладных социологических исследований

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1) подготовка исследований;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное - наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.

Описательное исследование - более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование - самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы.

По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследование может быть широкомасштабным или локальным.

В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.

Анализ документов. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение приобретает контент-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, "лицом к лицу" и опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, Жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко Распространенное в социологии название таких опросов - экспертные опросы или оценки.

Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации мог быть различными: бланк или дневник наблюдения, фототеле - или киноаппарат и другие технические средства.

Наблюдение - один из самых распространенных способов познания. В социологических исследованиях наблюдение является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль. Как правило, социологи осуществляют наблюдения за членами исследуемой группы, либо не вмешиваясь и не участвуя в их действиях (скрытое наблюдение), либо принимая участие в их деятельности (метод включенного наблюдения). Во многих ситуациях наблюдение представляется единственно возможным методом получения данных. Иногда люди оказываются не в состоянии или просто не хотят рассказывать о своем образе жизни. Возможно, это происходит потому, что их образ жизни не отвечает требованиям закона, представляет собой отклонение от общепринятой нормы, или просто они не хотят раскрывать свои тайны. Помимо прочего, с помощью наблюдения невозможно изучать события прошлого. В таких случаях особенно полезны архивные исследования.

Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями. Этим методом исследуют: данные переписи, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов. Новое приложение ранее собранных данных для некой другой цели может иметь большое значение.

Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных и пространственных отрезках, чем это возможно при использовании других методов. Социологи более уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого ряда культур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой людей в одном конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому методу. Основная проблема заключается в том, что отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А когда материал имеется в наличии, его часто бывает трудно категоризировать следовательно, чтобы получить ответ на вопрос исследования.

В таблице 1 представлены положительные и отрицательные стороны каждого из методов (см. стр.25).

2. Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества

2.1 Что такое социальная информация, ее виды

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это - совокупность сведений о социальных процессах в обществе, которые накоплены в разных источниках, - в сборниках статистических материалов и официальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.), в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.

Говоря о социальной информации, следует отметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь, чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии "паблик рилейшнз" в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры (например, имеет его "Новая газета"), которые на рынке информационных услуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественного мнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.

Нельзя не отметить появление специализированных изданий, представляющих информацию по тем или иным социологическим научным исследованиям. Например, в 2000 г. вышла интереснейшая книга (первый опыт такого рода) "Миграция и информация", в которой собраны работы не о самой миграции, а об ее информационном обеспечении, рассматривается ее "информационное пространство", в частности, как представлены миграционные проблемы в разных источниках информации.

Наконец, все более значимую роль в распространении разнообразной социальной информации начинает играть в России сеть "Интернет". Для пользователей интернета становятся доступными информационные ресурсы, содержащиеся на сайтах научных организаций, в специализированных порталах, электронных изданиях и т.п. Ниже я охарактеризую те виды социальной информации, которые наиболее важны для освоения курса "Социология российских реформ". Вопрос о видах возникает потому, что по своему характеру социальная информация разнородна. Например, информация, которую содержат массивы заполненных анкет и документы государственных архивов, весьма различна.

Виды социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, форме, носителям, источникам и т.п. Содержательные различия между разными видами социальной информации бесконечно разнообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и континентах, населяющих их народах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, переделах мира, истории мировой культуры, социальных настроениях различных групп населения разных стран и т.д. Для освоения курса "Социология российских реформ" главной является информация, содержание которой так или иначе затрагивает трансформацию российской экономики и российского общества.

Данные существуют во многих и разнообразных формах. Это цифры, описания событий, дневниковые записи, рассказы очевидцев, графики, зарисовки, другие способы отображения социальной жизни. Социальная информация различается также по носителям, которые обеспечивают ее хранение, накопление и обогащение. Таковыми могут быть: бумажные носители (книги, газеты, журналы, официальные документы органов государственной власти, стенограммы митингов и собраний и др.); аудио - и видеозаписи (интервью, телевизионные программы и т.п.), электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по целям ее сбора. Так, она может быть целевой, собираемой специальными государственными и общественными организациями (например, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, отдельными учеными и т.д.) для научных нужд и нецелевой, накапливающейся в социальной памяти людей в процессе их повседневной жизни.

Обычно, говоря о видах социальной информации, имеют в виду ее классификацию в зависимости от источников. В этом случае виды информации - это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главными из таких видов можно считать следующие:

1) официальная статистическая информация Госкомстата России;

2) данные, содержащиеся в официальных документах органов государственного управления;

3) данные, получаемые с помощью массовых опросов;

4) данные, получаемые с помощью опросов экспертов; л

5) данные средств массовой информации;

6) данные, которые содержатся в соответствующих научных трудах. Далее охарактеризую каждый из этих видов социальной информации

2.2 Статистическая информация Госкомстата России

Официальные статистические данные Российской Федерации представлены в многочисленных изданиях (разовых и продолжающихся) Госкомстата России. Назову лишь некоторые из них: "Российский статистический ежегодник "; " Социально-экономическое положение России"; "Социальное положение и уровень жизни населения России"; "Труд и занятость в России"; "Статистический бюллетень"; "Россия в цифрах" и др.

Даже из этого далеко не полного списка изданий Госкомстата России ясно, что данные, относящиеся к социальным проблемам российских реформ, "рассыпаны" по разным сборникам. Они не выделены не только в особые разделы, но даже и в отдельные таблицы. Эти данные как бы "вмонтированы" в экономическую информацию. Поэтому для их извлечения нужна "вторичная обработка" под те (и именно те) задачи, которые решаются в каждом конкретном случае. Например, Госкомстат России публикует данные о динамике безработицы, а информация об их половозрастном, этническом составе, о составе их семей публикуется в других источниках. Следовательно, для изучения проблемы безработицы в России данных Госкомстата недостаточно, необходимо получить "пересечение" данных из разных источников. Какие данные Госкомстата России могут использоваться при изучении социологии российских реформ? К их числу относятся данные:

1) о численности населения;

2) о численности занятых в разных отраслях и сферах экономики;

3) о движении работников, их перемещениях между отраслями, типами предприятий, регионами страны, городской и сельской местностью и др.;

4) об оплате труда;

5) о трудовой нагрузке в разных отраслях и на предприятиях разных типов;

6) о забастовках;

7) о безработных;

8) о профзаболеваниях и производственном травматизме;

9) об уровне жизни населения (его доходах, питании, жилищных условиях, потреблении непродовольственных товаров);

10) об отдыхе и развлечениях (проведении отпусков, направлениях туризма, поездках в санатории, дома отдыха, туристские лагеря, базы отдыха и пр.). Как видим, круг данных Госкомстата России весьма широк. Это позволяет использовать их для решения самых разнообразных социологических, научных задач.

Отметим также, что информация Госкомстата России занимает особое положение в ряду всех видов информации, которые функционируют в обществе. Ее главная особенность в том, что она носит официальный характер и рассматривается как наиболее достоверная. На самом деле эта информация столь же субъективна, как v любая иная. Ее собирают люди - работники управлений статистики в регионах России. Далее собранная ими информация, всесторонне характеризующая соответствующие регионы, направляется в компьютерные центры Госкомстата России, где она сводится, обрабатывается, а затем публикуется в вышеназванных сборниках и бюллетенях. То есть эта информация отличается от всех других не достоверностью, а официальным статусом: ее производителем является государство.

Что касается достоверности этой информации, то однозначного мнения на этот счет нет. С одной стороны, исходя из общих соображений, ясно, что публикуемые данные не могут быть зеркальным отражением действительности, что интересы властей не могут не сказываться на информации. С другой стороны, масштабы воздействия власти на информацию установить тоже невозможно. Поэтому вопрос о достоверности, истинности информации Госкомстата России относится к числу вечно открытых. Мое мнение такое: объективной информации вообще не бывает; поскольку ее собирают люди, субъекты, она всегда содержит субъективный элемент.

Вопрос о достоверности информации связан со статусом доверия к ней, в отношении которого в России также нет согласия. Однако, независимо от того, осуществляют или не осуществляют органы статистики те или иные приписки и сокрытия собранных данных, информация Госкомстата России остается уникальной по широте отражения проблем: от браков и разводов, рождаемости и смертности в регионах России до здравоохранения, туризма, положения в странах мира. Уникальность этой информации также в том, что она носит количественный характер.

Еще одна особенность этой информации - охват длительных периодов времени. Причем, поскольку данные собираются по одним и тем же схемам, появляется возможность описания динамики в соответствующих сферах. Например, в сборнике "Россия в цифрах" имеется таблица 6.3, в которой представлена численность занятых в экономике по отраслям в 1992, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг. Сопоставление этих цифр позволяет получить график динамики численности в 1992-2000 гг. Наконец, информация Госкомстата России полирегиональна: она описывает ситуацию во многих (или даже во всех) регионах России.

Все это позволяет считать, что эта информация для освоения дисциплины "Социология российских реформ" весьма полезна. В той или иной степени большинство изучаемых ею проблем отражены в материалах Госкомстата России. Правда, относящаяся к этим проблемам информация как бы "размыта", как я уже отмечала, она публикуется во многих разных сборниках: ежегодниках, квартальных справочниках, тематических сборниках, юбилейных выпусках и др. Поэтому для пользования ею надо знать все основные источники и их содержание.

2.3 Данные, содержащиеся в официальных документах

Речь идет о документах, принимаемых (утверждаемых) органами власти и публикуемых в официальных изданиях. Субъектами, производящими эту информацию, являются такие органы, как Федеральное Собрание страны, Администрация Президента, Правительство, министерства, правовые структуры (Конституционный Суд, Прокуратура и др.). Центробанк и другие организации.

К числу таких документов относятся, во-первых, законодательные акты страны: Конституция, Трудовой кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Закон о милиции и др.

Во-вторых - официальные документы по текущим проблемам управления: постановления, программы и решения Правительства, министерств и ведомств; указы Президента по конкретным вопросам управления страной; текущие распоряжения официальных лиц в государственном аппарате, официальная переписка и др.

Особенность этого вида социальной информации состоит в том, что она представлена в текстовой форме, поэтому для ее использования нужны особые методы. Я уже говорила, что надо различать информацию как таковую и методы работы с ней - ее сбора, обработки и анализа. Каждый вид социальной информации требует применения своих специфических методов. Например, для обработки документальной информации используются методы контентанализа. В этом отличие официальной документальной информации от официальных статистических данных, которые обрабатываются теми или иными математическими методами. Уникальность документальной информации состоит в следующем: официальные документы раскрывают характер проводимой государством экономической и социальной политики. Никакие другие источники - ни статистические, ни анкетные - не дают и не могут дать столь ясного представления о политике, проводимой государством в тот или иной момент времени, о выдвигаемых глобальных целях и принимаемых способах их достижения.

2.4 Информация, собираемая с помощью массовых опросов

Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациями являются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд "Общественное мнение"), РОМИР (Российский мониторинг информации о России) и др. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отношении населения России к рыночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1

Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей - изучения общественного мнения. Социологические анкеты и "вопросники" интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов - группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения России, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.

Изучение общественного мнения - для России новое научное направление. Поскольку в советское время социологические опросы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение в России существует. Его "легализация" явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение - это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире - от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире - буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы "архива" такого рода данных трудно себе даже представить.

2.5 Экспертная информация - данные, полученные с помощью опросов экспертов

Наряду с опросами населения важнейшим источником социальной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации экономики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспертам. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массовых. Однако "добывать" экспертов для опроса очень трудно, поэтому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные "экспертные" вопросы "простым людям", которые ответов на подобные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спрашивать рабочих о положении в науке, школьников - об итогах приватизации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информированности опрашиваемых.

Экспертные опросы начали использоваться в России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представлений обо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформации еще не проявились. В этой ситуации мнения тех, кто по уровню интеллекта и (или) занимаемой должности могли сформулировать хоть какие-то ответы на вопрос "что делать", были бесценными.

В 1991-1993 гг. мне довелось руководить экспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего рода эксперимент. Была сформирована "экспертная панель" в составе 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашних молодых реформаторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассоциаций малого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директоров промышленных предприятий; обозревателей газет, занимавшихся экономикой и политикой; ученые - экономисты, социологи, географы. Им предлагалась специально разработанная анкета, целью которой было выяснение мнения экспертов по двум группам вопросов:

1) об основных направлениях реформ;

2) о возможных социальных последствиях реформ (эта анкета приводится в приложении 1). В последующие годы экспертные опросы получили широкое распространение и заняли заметное место в социологической науке. Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертных опросов, в которых немало полезных практических предложений и аналитических наблюдений. Сегодня эксперты стали главными героями любых дискуссий, круглых столов, теледебатов, где выясняются наиболее сложные вопросы современной политической ситуации в стране, они стали публичными политиками.

Экспертная информация весьма разнообразна, что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качестве экспертов выступают представители самых различных профессионально-должностных групп, информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономики и общества. Примером экспертной информации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с помощью анкеты директора "Предприятия ВПК" (см. приложение 2). Эта анкета охватывает широкий круг вопросов, касающихся юридического статуса предприятия и его собственников, хода производства, конкурентоспособности продукции, инвестиций, динамики кадров на предприятии, отношения работников к труду, ожиданий и др. Ясно, что информацию такого рода может дать только тот субъект, который причастен к управлению и занимается им вплотную.

2.6 Данные средств массовой информации

Особенность этого вида информации состоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах, радио - и телепрограммах и т.п. Но поскольку во всех этих источниках содержится социальная информация, то она может использоваться и для научных целей. Однако это предполагает применение специальных методов извлечения из этих источников 1990-е гг.М., 2001; Неравенство и смертность в России. М.: Московский центр Карнеги, 2000.

Особенность информации, содержащейся в научной литературе по тем или иным социально-экономическим вопросам состоит в том, что она представляет собой научно обработанные, прошедшие анализ и синтез данные по изучаемым проблемам, почерпнутые из разных источников. Отсюда достоинства этого вида информации - систематизированность, обобщенность, глубина, достоверность и др.

Вместе с тем фактор субъективности присутствует и в научной информации. Что же получается - что любая информация субъективна? Да, именно так. Поэтому задача пользователя - овладеть искусством интерпретации всех видов информации, т.е. овладеть искусством извлечения "рационального зерна" из данных Госкомстата России, из официальных документов, из опросов общественного мнения, монографий, сборников, статей и других источников.

Заключение

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1) подготовка исследований;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это - совокупность сведений о социальных процессах в обществе, которые накоплены в разных источниках, - в сборниках статистических материалов и официальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.) в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.

Говоря о социальной информации, следует отметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь, чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии "паблик рилейшнз" в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры (например, имеет его "Новая газета"), которые на рынке информационных услуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественного мнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.

Таблица 1

Четыре основных метода социологических исследований

Метод исследования

Сильные стороны

Слабые стороны

Полевая работа

1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы

1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ

2. Дает возможность исследователю вести себя гибко - менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают

2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично

Опросы (обследования)

1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов

1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены

2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов

2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле

Документальное исследование

1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов

1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными

2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность

2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики

Эксперименты

1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных

1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию

2. Эксперимент легче повторить другим исследователям

2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента

Список литературы

1. Абалкин Л. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.

2. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.

3. Авраамова Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: ИСЭПНРАН, 2004.

4. Алексеев А.Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего). М.: ИС РАН, 2003.

5. Антов А. Понятие "социальная структура" в современной социологии // Социологические исследования 2003 г. №7 с.36-38.

6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологических исследований М.: Наука, 2005.

7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубеже эпох.М., 1999.

8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ "Академкнига", 2004.

9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.

10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2004.

11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография российских изданий 1990-2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001.

12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред.В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2004. - 432 с.

13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004.

14. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.

15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России. М., 2002.

16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.

17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2003.

18. Зборовский Г.Е. Общая социология. - М.: Гардарики, 2004.

19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал 2003 г. №2 с.98-106.

20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. - М., 2000.

21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.М., 2006. C.80-84.

22. Рофе А.И. Экономика и социология труда. - М.: Мик, 2001.

23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходный к рынку период // ПГТУ П. 2005.

24. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2001.

25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др., Под общ. ред.А.Н. Елсукова. - Мн.: Тетра-Системс, 2003.

26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов. - Изд-е 4-е, стереотип. - Мн.: "Тетра-Системс", 2003.

27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512

28. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.: ил.

29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. с.34-56.

30. Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 2004.

31. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2004

32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003.С. 20

33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12.

34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. - Спб.: Алетейя, 1998.

35. 37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты бесплатно